Поток автора. Татьяна Ермилова

Техники психологического консультирования: работа с невербальными сигналами клиента в психологическом консультировании

Руки в карманах, положение ваших ног, тон голоса и мимика порой могут сказать гораздо больше слов. Ведь большая часть коммуникации между людьми происходит через невербальные сигналы.
Язык тела в психологическом консультировании может стать подсказкой к эмоциональному состоянию клиента.
Может случиться так, что на словах человек говорит, что все в порядке, а мимикой выражает тревогу. И тогда мы уточняем, что с ним происходит, озвучивая, что видим напряжение в его невербальных проявлениях, помогая ему вступить в контакт со своими эмоциями.

Даже то, с какой интонацией человек говорит, может многое выдать, например то, что его беспокоит. Поэтому всегда обращайте внимание на интонацию, громкость и скорость речи. Тон голоса бывает радостный, назидательный, миролюбивый, раздраженный, рассудительный, обиженный, недовольный.
Так, например, громкий голос обычно ассоциируется с возбуждением, страхом или гневом, часто он говорит об уверенности в себе человека и его авторитарности. Иногда громкий голос служит инструментом для привлечения внимание или культурной особенностью.

Скорость речи человека также может дать некоторое представление о его личности и эмоциональном состоянии.

Например:

1. Быстрая речь чаще всего является показателем энергичного человека, либо она может быть признаком возбужденности или волнения. Однако она также может свидетельствовать о нервозности или стрессе.

2. Медленная речь ассоциируется со спокойным человеком, которому не чужды размышления и контроль. Но она также может быть признаком усталости или депрессии.

3. Ритмичная и плавная речь обычно говорит о хорошем контроле над собой и уверенности.

4. Нервозная или заикающаяся речь свидетельствует о тревожности или неуверенности собеседника.

Разумеется, и скорость и характеристики речи палочки-выручалочки психолога, проводники к внутреннему состоянию человека, но не стоит забывать и о контексте говорящего.
Помимо того, что психолог может читать невербальные сигналы, он также может применять их осознанно в разговоре с человеком:
1. Подтверждение понимания: используйте невербальные сигналы, такие как кивание головой или мимика, чтобы подтвердить, что вы понимаете клиента и сопереживаете его чувствам.

2. Отзеркалирование: попробуйте зеркалить некоторые невербальные сигналы клиента, синхронизировать свои жесты, положение тела и выражения лица с говорящим, чтобы показать свое понимание и проявить эмпатию. Это служит укреплению и установить более глубокой связи между специалистом и собеседником.
  • В заключении можно отметить, что работа с невербальными сигналами клиента имеет высокую важность в процессе психологического консультирования. Невербальная коммуникация часто является более выразительной и информативной, нежели словесная, поэтому способность понимать и интерпретировать невербальные сигналы клиента является ключевым навыком для психолога. Наблюдение за жестами, мимикой, тоном голоса и другими невербальными выражениями может помочь раскрыть глубинные эмоции, потребности и проблемы, с которыми сталкивается человек.

При психологическом консультировании важно уметь создавать доверительную обстановку, в которой клиент чувствует себя комфортно и способен открыться. Для этого существуют техники психологического консультирования, одна из которых — анализ невербальных сигналов, который помогает улучшить качество взаимодействия между клиентом и психологом, углубить понимание проблемы и найти эффективные пути ее решения.

Таким образом, умение работать с невербальными сигналами является неотъемлемой частью профессионального арсенала психолога и способствует более глубокому и продуктивному процессу психологического консультирования.
Психотерапия Эмоции ТПК Психологическое консультирование