Если посмотреть статистику самых частых запросов для работы с психологом, работа с перфекционизмом будет на первых позициях. Перфекционизм считают одним из неврозов 21 века.
Возможно, еще и потому, что этот век внедрил в нашу жизнь дополнительную реальность, которую практически каждый создает для себя через социальные сети. Мы живём в эпоху множественных реальностей, где «Я» - реальное и «Я» - идеальное далеко не всегда одно и то же. Профиль в социальной сети позволяет создать для социума ту картинку, которая кажется наиболее привлекательной, вызывающей зависть, заставляющей подражать, следовать примеру. И это безумное количество совершенных, во всём успешных людей заставляет зрителей сначала поверить в то, что так могут все, а потом, после утомительных попыток, испытать разочарование и почувствовать себя бессильными стать с ними в один ряд. Всегда будет кто-то, кто успешнее, удачливее, сообразительнее, привлекательнее. Под воздействием этого явления оказываются люди разных поколений. Часто те, кто воспитывает своих детей, ищут таким способом свои идеальные модели. Это всего лишь одна сторона медали и ситуация сегодняшнего дня. Есть и другие.
Если вернуться в прошлое лет на 40-50-60, мы увидим общество с очень понятными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». 60-70-е годы прошлого века – годы, когда рождались и воспитывались родители нынешних молодых и зрелых 20-30-40 летних. Тех, кто сейчас в расцвете сил, строит свою карьеру и как раз испытывает на себе все трудности, связанные с желанием «проявиться в мире», «занять свою нишу», «зарабатывать столько, чтобы иметь желаемое качество жизни» и т.д. Вот этих молодых и активных воспитывали люди, у которых до сих пор в памяти хранятся слова из пионерских клятв, нормы ГТО («Готов к труду и обороне»), обязательное стремление стать лучше, быстрее, сильнее и ещё много разного в превосходной степени.
Конечно, не всем удалось. Вернее, удалось совсем немногим, но привычка осталась. А с годами пришло понимание: самому не успеть, да и незачем. Но вот драгоценное дитя вполне может воплотить родительские мечты о несбывшемся.
Если вернуться в прошлое лет на 40-50-60, мы увидим общество с очень понятными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». 60-70-е годы прошлого века – годы, когда рождались и воспитывались родители нынешних молодых и зрелых 20-30-40 летних. Тех, кто сейчас в расцвете сил, строит свою карьеру и как раз испытывает на себе все трудности, связанные с желанием «проявиться в мире», «занять свою нишу», «зарабатывать столько, чтобы иметь желаемое качество жизни» и т.д. Вот этих молодых и активных воспитывали люди, у которых до сих пор в памяти хранятся слова из пионерских клятв, нормы ГТО («Готов к труду и обороне»), обязательное стремление стать лучше, быстрее, сильнее и ещё много разного в превосходной степени.
Конечно, не всем удалось. Вернее, удалось совсем немногим, но привычка осталась. А с годами пришло понимание: самому не успеть, да и незачем. Но вот драгоценное дитя вполне может воплотить родительские мечты о несбывшемся.
Жизнь менялась, и представления о том, каким должен быть совершенный современный человек, тоже менялись. В чек-листе появились новые ценности, среди которых качественное образование, крутая стажировка, ухоженная внешность, престижная работа и высокий доход или как минимум многообещающий стартап. Всё, что может гарантировать молодому человеку достойное будущее.
Двадцатые годы 21 века дают нам готовые формулы успеха, красиво встроенные в социальные сети. Теперь нет необходимости искать персональный рецепт счастья. Есть с одной стороны готовые модели «must have», с другой – родители, которые знают, что кнут работает гораздо лучше пряника и стратегия принижения достоинства дает отличные результаты по производству людей, стремящихся доказать всем (в реальности маме или папе), что они когда-нибудь всё-таки станут лучшими и достойными любви. Профессиональная реализация – это самое понятное пространство, где можно «всем доказать», чего ты стоишь на самом деле, какой ты неутомимый труженик, с какими нечеловеческими много-задачами можешь справляться, не жалея себя ничуть. И вознаграждение тоже вполне понятное и ощутимое – денежное. Человек, не получающий любви безусловной и привыкший её заслуживать, получает возможность внутренние душевные дыры закрывать обилием материальных объектов. Всё самое лучшее, ведь я ЗАСЛУЖИЛ.
Можно погрузиться ещё глубже, в послевоенные годы, молодость бабушек и дедушек нынешних 40-50 летних. Период военных лет и восстановления страны после разрушительной войны. Период, когда само выживание было движущей силой общества. Когда условием победы над врагом и последующей разрухи стал отказ от личного в пользу общественного. Задумывались когда-нибудь, почему в русском языке нет формы глагола «победить» в будущем времени в единственном числе? Победа возможна только при условии объединения сил и ресурсов. Мы победим. Это был период жесткого порицания тех, кто выпадал из общего строя сильных, готовых биться до последнего людей. И мы знаем примеры в истории, когда эта тактика работала. Именно она позволила со временем перейти к обществу благополучному и пресыщенному материальными благами. Мы понимаем, что сейчас нет необходимости быть не хуже других и отказываться от личного блага. Наоборот, оно возводится во главу угла, возможно, по причине ещё недавней его недостачи. Но привычка осталась.
Можно погрузиться ещё глубже, в послевоенные годы, молодость бабушек и дедушек нынешних 40-50 летних. Период военных лет и восстановления страны после разрушительной войны. Период, когда само выживание было движущей силой общества. Когда условием победы над врагом и последующей разрухи стал отказ от личного в пользу общественного. Задумывались когда-нибудь, почему в русском языке нет формы глагола «победить» в будущем времени в единственном числе? Победа возможна только при условии объединения сил и ресурсов. Мы победим. Это был период жесткого порицания тех, кто выпадал из общего строя сильных, готовых биться до последнего людей. И мы знаем примеры в истории, когда эта тактика работала. Именно она позволила со временем перейти к обществу благополучному и пресыщенному материальными благами. Мы понимаем, что сейчас нет необходимости быть не хуже других и отказываться от личного блага. Наоборот, оно возводится во главу угла, возможно, по причине ещё недавней его недостачи. Но привычка осталась.
Частым в терапии запрос о работе с перфекционизмом становится из-за того, что цель стать «просто лучшим» не может быть достигнута никогда, т.к. критерий изначально не сформулирован. Его единственный двигатель – это попытка реализовать потребность в безусловной родительской любви. А стремление достичь идеального результата рано или поздно приводит к истощению, потере смысла и депрессии.
Где же берёт начало перфекционизм?
Сам термин относится к 19 веку, и с латинского языка переводится как «стремление к безупречности, совершенству». Поиск совершенства начинается еще в древнегреческой культуре, которая подарила нам каноны классицизма. Это идеально выверенные формы в архитектуре, числах и рифмах. Через поиск идеальной формы древние греки искали гармонию во Вселенной и связь с ней человека. А значит, изначальная идея «стремления к совершенству» относилась к попытке понимания устройства Мира, сообразности всего существующего и места в нём Человека.
Яркий пример движения творческой мысли в исследовании совершенства виден в знаменитом рисунке выдающегося художника эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи, выполненный в 1492 году, «Витрувианский человек». Леонардо заложил идею о том, что рост «идеального человека» должен быть равен ширине его распростёртых рук. Такое отношение известно с глубокой древности, в частности, является одним из символов, означающих гармонию Вселенной.
Целая плеяда философов исследовала перфекционизм. Г. В. Лейбниц, А. Шефтсбери, М. А. Кондорсе, X. Вольф, И. Кант, В. Паули и другие учёные развивали идею о том, что
Яркий пример движения творческой мысли в исследовании совершенства виден в знаменитом рисунке выдающегося художника эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи, выполненный в 1492 году, «Витрувианский человек». Леонардо заложил идею о том, что рост «идеального человека» должен быть равен ширине его распростёртых рук. Такое отношение известно с глубокой древности, в частности, является одним из символов, означающих гармонию Вселенной.
Целая плеяда философов исследовала перфекционизм. Г. В. Лейбниц, А. Шефтсбери, М. А. Кондорсе, X. Вольф, И. Кант, В. Паули и другие учёные развивали идею о том, что
совершенствование, как собственное, так и других людей, является той целью, к которой должен стремиться человек. Предполагается, что искомое совершенство включает, прежде всего, добродетели, а также развитие присущих человеку талантов и дарований.
Как говорится, почувствуйте разницу.
В психотерапии, в начале 20 века, одной из первых обратила внимание на перфекционизм Карен Хорни. Проблемы, с которыми ей и многим другим психотерапевтам пришлось сталкиваться, очень далеки от исходной трактовки перфекционизма.
Итак, работа в психотерапии в последние годы показывает: причина перфекционизма сегодня – это родительское влияние. Выделим самые значимые его аспекты.
Слишком высокие требования родителей: любые успехи могли бы быть успешнее. Бытует мнение, что, если ребёнка хвалить, он расслабится и не будет стараться делать лучше. Но есть и другая практика, зарекомендовавшая себя в умении замотивировать подрастающее поколение. Хвалить, в первую очередь, а затем обсуждать с ребёнком, что можно было бы сделать лучше. Иначе желание что-то делать в принципе со временем пропадёт.
Есть ещё одна крайность в завышенных требованиях: нельзя ошибаться. Родителям часто хочется, чтобы ребёнок принял родительский опыт и не совершал ошибок. Чем это опасно? Рано или поздно ребёнку предстоит выпорхнуть из-под родительского крыла и выйти в поле самостоятельных решений и ответственности за свои поступки. К этому моменту у человека должен сформироваться навык пробовать новое и учиться на своих ошибках. Только так можно найти подходящую индивидуальную стратегию. Если у ребёнка нет права на ошибку, у него формируется противоположный полюс перфекционизма – прокрастинация. Если страшно ошибиться, то решиться на какое-то действие ещё страшнее. Здесь же кроются и причины выученной беспомощности.
В клиентских запросах перфекционизм имеет многоликую форму. Приведу примеры его невротического проявления.
Есть ещё одна крайность в завышенных требованиях: нельзя ошибаться. Родителям часто хочется, чтобы ребёнок принял родительский опыт и не совершал ошибок. Чем это опасно? Рано или поздно ребёнку предстоит выпорхнуть из-под родительского крыла и выйти в поле самостоятельных решений и ответственности за свои поступки. К этому моменту у человека должен сформироваться навык пробовать новое и учиться на своих ошибках. Только так можно найти подходящую индивидуальную стратегию. Если у ребёнка нет права на ошибку, у него формируется противоположный полюс перфекционизма – прокрастинация. Если страшно ошибиться, то решиться на какое-то действие ещё страшнее. Здесь же кроются и причины выученной беспомощности.
В клиентских запросах перфекционизм имеет многоликую форму. Приведу примеры его невротического проявления.
Женщина 30 лет не может найти работу, т.к. считает, что заведомо не справится с возложенными на неё обязанностями. Страх, что социум осудит за некомпетентность.
Женщина 40 лет поглощена чрезмерной заботой о собственной внешности, т.к. очень боится потерять физическую привлекательность. Есть убеждение, что миру нужны только идеально красивые люди, старение равно социальной смерти.
Мужчина 45 лет имеет успешную карьеру топ менеджера с высоким окладом и премиями. Давно устал от работы и мечтает уйти в самозанятость. Имеет сбережения и вполне мог бы поменять вид деятельности и заняться тем, что действительно нравится. Но мешает страх, что в глазах близкого окружения это будет выглядеть как «дауншифтинг», скольжение вниз. И человек продолжает изо дня в день поддерживать статус успешного карьериста на грани эмоционального выгорания.
Отметим: перфекционизм может иметь и здоровые, конструктивные формы. Когда человек умеет ставить цели, распределять усилия между важным и второстепенным, получать удовольствие от процесса и удовлетворение от результата. Это умение занять исследовательскую позицию, относиться к себе с интересом, отслеживать свои состояния: когда отдохнуть, а когда нужно и подсобраться.
Как помочь ребёнку стать именно таким здоровым перфекционистом?
Рецепт и прост, и сложен одновременно: показывать свою любовь независимо от того, какие достижения он демонстрирует, не ставить заведомо высокую планку, не инвестировать в него своих ожиданий, и конечно не сравнивать с другими.
Вспоминайте почаще, о чём вы мечтали для своего чада, когда только выходили с ним из родильного дома! Скорее всего, о том, чтобы он просто был здоров и счастлив.