Полезные материалы

Искусство мотивации: как помочь себе достичь цели

Сколько раз вы брались за что-то, а потом бросали? Сколько раз останавливались на полпути или даже толком не начинали задуманное? Всё дело в мотивации – явно или неявно она присутствует во всём, что мы делаем. В этой статье подробно разберёмся в том, как это работает и можно ли контролировать собственную мотивацию.

Что такое мотивация?

Согласно словарю Ефремовой, это наличие причинно-следственной связи между чем-либо (поступками, действиями, явлениями). В словаре медицинских терминов мотивация описывается как субъективно окрашенное состояние, возникающее на основе активации мозговых структур, побуждающее высших животных и человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей.

Переводя на «язык психологов», мотивация — это психологический толчок, который побуждает добиваться поставленных целей. В этот раз подробней поговорим о мотивации в обучении.

Какой бывает мотивация?

Психологи выделяют два вида мотивации.

Внешняя мотивация — побуждение делать что-либо из-за обстоятельств, в которых человек находится. Еще говорят – морковка сзади.

Например, женщина находится в декрете и ей в выбранный момент времени доступно только онлайн-обучение, поэтому она скорее всего выберет этот формат. Или вспомните мотивацию закончить университет. Для кого-то это было, чтобы не расстраивать родителей, по-другому – «я учусь, потому что мама или папа сказали». А кто-то не хочет расстраивать мужа, который заплатил за обучение, и поэтому дойдет до конца.

Внешняя мотивация завязана на стимулы извне, причем не всегда позитивные. Это может быть выбор лучшего среди студентов, получение диплома или сертификата. Или избегание ссоры с мужем, который оплатил и обучение и может спросить об успехах. Всё это будет являться внешней мотивацией.

Внутренняя мотивация или, как говорят, морковка спереди, основывается на ценностях и интересах человека и из-за этого оказывается куда сильнее внешней. Это когда уже есть ответ на ваше внутреннее «зачем», «для чего», «что лично вам это даст».

Например, человек изучает иностранный язык, чтобы работать в международной компании. А кто-то идёт на курс «Школа кураторов» для того, чтобы освоить навык удаленной работы и трудиться откуда угодно.

Данные примеры основываются на внутренней мотивации. Личный интерес оказывает большее влияние на наше желание действовать и, в частности, учиться, даже если на пути встречаются преграды. За счет внутренней мотивации они сметаются.

Почему важна внутренняя мотивация?

Внутренняя мотивация опирается на понимание конечной и, что очень важно, личной цели обучения. Здесь как никогда важно получение удовольствия от процесса и ощущение прогресса. Онлайн-школы прекрасно это знают, поэтому делят обучение на модули и уроки. Когда студент видит, что модуль закончен, у него есть ощущение прогресса и удовлетворение, что поддерживает внутреннюю мотивацию. Часто встречаются трекеры обучения: заполняя их студент также наблюдает, как понемногу приближается к конечной цели.

Если нет удовольствия и ощущения прогресса, встаёт резонный вопрос: «А оно мне точно надо?» В этом случае мотивация может стать внешней, либо человек может совсем отказаться от обучения.

Казалось бы, какая разница, внешняя мотивация или внутренняя – главное, чтобы она была. Но это не так. Внутренняя мотивация приводит к тому, что человек становится соорганизатором собственного обучения, активно включенным в процесс. Он анализирует, что сделал правильно, что не сделал, что еще предстоит сделать. Он менее болезненно воспринимает проблемы и сложности, относясь к ним скорее как к точкам роста. И это не оставляет шанса не получить результат.

Внешняя мотивация также может присутствовать в обучении. Но она, как правило, быстро угасает, и в конце концов студенту становится безразличен результат (если он двигался исключительно на внешней мотивации).

Кураторы знают, что обычно мотивация студентов снижается в середине курса, и применяют меры, подпитывают мотивацию внешними стимулами: общение в чате о результатах, конкурсы, поддерживающие встречи, мотивационные видеоролики и многое другое. Подробнее о том, как это делать, мы в МИПИП говорим на «Школе кураторов».

Должна ли мотивация быть всегда?

Частая ошибка – думать, что мотивация постоянно должна быть одинаково сильной. Это неверно. Замотивированное состояние длится недолго, и это нормально. Когда-то мотивация будет выше, когда-то ниже. Важно, чтобы человек это понимал, как понимал и то, что конкретно им движет.

Часто мы достаточно поверхностно и однобоко осознаём свою мотивацию. Хорошо бы тщательно продумать это прежде, чем войти в очередное обучение, задаться вопросом: «А что мной движет?».

Как поддержать мотивацию?

Если вы уже приняли решение учиться или находитесь в процессе обучения, встает вопрос, как это сделать за счет внутренней мотивации. Поможет саморегуляция мотивации сознательное усиление и поддержание внутренней мотивации на различных этапах.

Саморегуляция мотивации – это когда мы отслеживаем своё состояние в процессе обучения, осознаем, что нам не хватает мотивации, разбираемся, в чём причина, и делаем всё зависящее от нас для повышения мотивации.

Повышать свою мотивацию можно разными способами. Учёные выделяют восемь стратегий саморегулирования мотивации:

  1. Самоубеждение с ориентацией на мастерство. Студент включается в процесс обучения по причине, что полученные знания и отработка навыков дают ему больше компетенций и он становится более востребованным специалистом.
  2. Самоубеждение с ориентацией на результат. Студент мотивирует себя тем, что он получит диплом или желанную профессию.
  3. Самоубеждение с ориентацией на избежание неудачи.
  4. Творческая модификация учебных заданий. Человек использует обучение как проявление своего творчества или самовыражения, повышая тем самым интерес к обучению; например, по-своему выполняет задания или делает больше, чем нужно.
  5. Привязка обучения к личному опыту и интересам делает обучение более осмысленным. Человек идет учиться за нужным ему навыком или за интересной темой, а может кто-то порекомендовал курс, и студент учится из любопытства.
  6. Организация учебной среды, благоприятствующей обучению. Это когда есть определенное время или место для обучения, специальная канцелярия: красивые блокноты, ручки. Любопытно, что, если вы ещё и заплатите за обучение самостоятельно, ваша мотивация будет выше. В силу психологии человек выше ценит то, за что сам заплатил.
  7. Разбивка сложной учебной задачи, на более мелкие. Постепенное освоение учебного материала позволяет быстрее и чаще испытывать чувство достижения цели, а значит студент получит больше удовлетворения от учебного процесса.
  8. Поощрение себя за успешное выполнение учебной задачи. Это может быть всё что угодно: шоколад, фильм, прогулка – зависит от предпочтений человека.

Всё это стратегии, которые выделяют ученые. Я бы добавила сюда еще один пункт: повышение самооценки или чувства собственной значимости. Студент учится, потому что получает хорошие оценки или похвалу от преподавателя и чувствует своё превосходство над другими, например, коллегами или близкими.

Все стратегии имеют место быть – нет плохих или хороших. Нужно просто выбрать то, что будет работать для вас.

И хочу снова вернуться к значению слова «мотивация» — это психологический толчок человеку, который побуждает добиваться установленных перед ним целей. И оставлю вас с вопросом: кто или что толкает вас? И куда вы идете в вашем обучении? Или какова ваша цель в обучении?

Познавайте свою мотивацию и будьте честны с собой в ответах!
Больше узнать о мотивации и научиться мотивировать не только себя, но и других, можно на курсе "Школа кураторов" в МИПИП. Вы научитесь организовывать и сопровождать обучение в онлайн-школах и институтах, а также освоите новую удаленную профессию.
Самопознание