Поток автора. Елена Кошкина

Психологические аспекты конструктивного родительства: как построить доверительные отношения с ребенком

«Доверительные отношения» — такой простой, и в то же время такой сложный термин. На мой взгляд — это взаимодействие между родителем и ребенком, когда ребенок может доверить своему родителю мысли, идеи, переживания, когда человек знает, что с мамой или папой он может обсудить важные для него вопросы. И этим самым «важным» для него может быть как выбор университета, так и цвет новой машинки или платье для куклы.
Доверительные отношения — это когда родитель оставляет за ребенком право иметь свое мнение, свои желания и при этом, способен объяснить ему свое мнение и взгляды.

Доверительные отношения — это когда ребенок знает, что родитель — взрослый, и у него есть все ресурсы, чтобы справится с собственными эмоциями и эмоциями ребенка, с собственными проблемами и проблемами ребенка.

Доверительные отношения — это когда ребенок знает, что у его мамы или папы есть силы и возможности помочь ему, когда это необходимо.
Для формирования теплых отношений, нам, как родителям, важно быть «конструктивными». То есть быть способными доносить свои идеи, мысли, воспитательные элементы до ребенка так, чтобы он понял. Что еще, на мой взгляд, идет «вместе» с конструктивом? Я бы добавила сюда такие понятия, как экологичность, спокойный тон голоса, мягкость, улыбка, теплый взгляд и напоминание себе о том, что «я взрослый».

И да, взрослым быть не просто, как и родителем. Я тоже родитель. Мама 9-ти летнего мальчика, который при моих попытках побеседовать убегает от меня. И да, я психолог, которому бывает не просто договориться с взрослеющим мальчиком, но у меня есть несколько простых правил, которые пока позволяют мне сохранять доверительный контакт с ребенком.

I. Слушать то, что говорит ребенок. Неважно о чем он говорит. Об игре «Майнкрафт» или «Роблокс», в которых я ничего не понимаю. Или о том, что смешного сделал герой мультфильма. Если мой ребенок что-то рассказывает, то я разворачиваюсь в его сторону, чтобы он понял — мама его слушает (если не занята работой). А иногда я использую правило — повтори-согласись-добавь.

Повторяю то, что поняла из услышанного. Соглашаюсь с тем, с чем могу согласиться. И добавляю свое мнение (если оно имеется) или задаю вопрос.

Обычно, ребенок удовлетворено убегает дальше по своим делам, если его задачей было только вдохновенно поделиться очень важной информацией.

II. Убирать телефон, отрывать глаза от устройств, книг или во что вы там уткнулись, чтобы взглянуть в глаза ребенку, когда он обращается к вам. Даже если он вас отвлекает, важно повернутся к ребенку и попросить его подождать, если, конечно, вопрос не срочный.

«Солнышко, я сейчас разговариваю по работе. Как только я освобожусь — ты мне расскажешь, что хочешь. Договорились?».

Важно при этом, не забыть о вашей договоренности!

III. Когда ребенок приходит со школы поинтересоваться о том, как ему там было? Что понравилось? А что «не очень»?

Если он не слишком разговорчив и на все отвечает «все было нормально» (как это делает мой сын), то есть пара-тройка вариантов, как разрешить эту ситуацию.

Один из них — перестать допытываться ребенка. Поверьте, через некоторое время он сам поделиться тем, что ему важно. Второй вариант — ассоциативно вспомнить пару моментов из своей жизни, которые были бы интересны вашему ребенку. Например: «Знаешь, сын, когда я забирала тебя со школы, то вспомнила, как мы раньше играли в догонялки…». И третий — можно, как бы невзначай, заметить что-то о происходящем — людях рядом или мероприятии.

IV. Перед сном вспоминать приятные события или успехи, произошедшие за день. Это очень «согревает», и дает возможность узнать друг о друге чуточку больше.

V. Искать поводы вместе посмеяться с ребенком. При просмотре мультфильма или фильма или при разговоре. Я думаю, что здесь не нужны пояснения.

Возможно, вы скажете, что это банальные аспекты. Да, для тех родителей, у кого есть возможность проводить достаточно времени с ребенком, кто целенаправленно занимается воспитанием детей, эти правила могут показаться совсем элементарными. А для работающих родителей, эти простые правила позволят сохранять тепло в отношениях с детьми. А как считаете вы?

Больше знаний о том, как выстроить конструктивные и доверительне отношения с ребенком, можно будет получить на нашем курсе "Детско-родительские отношения", запись на который уже совсем скоро откроется.
Детская психология Детско-родительские отношения Эмоции