Выпускница программ «Арт терапия», «Кризисный психолог», “Психолог-консультант” Оксана Мирошниченко объединила два таких разных направления и делится в статье своей методикой работы Арт терапией в кризисных состояниях.
Формат обучения в МИПИП сам по себе уникален и необычен. Учиться легко и интересно. Поэтому если есть возможность и желание учиться, я выбираю МИПИП.
В программе "Арт терапия" есть модуль «Лаборатории». Нужно придумать свою методику, например, объединить инструменты Арт терапии с другими направлениями психологии.
Почему я объединила два таких разных направления? Казалось бы, Арт терапия – что-то легкое, связанное с игрой, искусством. Кризисная – что-то тяжелое, серьезное. Вероятно, именно из-за кажущейся легкости Арт терапия прекрасно работает в кризисных состояниях, люди получают эмоциональную поддержку через Арт терапию.
Я сама пошла на Арт терапию в первую очередь для себя, за творческим потенциалом, восстановлением ресурса, навыками самоподдержки через Арт терапию, а потом уже за знаниями. Я никогда не была творческим человеком, хотя рисовать люблю. Я вся «в голове» – аналитик, логик, прагматик. А так как параллельно училась на курсе Кризисный психолог, Арт терапия стала отличным вариантом самовыражения, психологической самопомощи через творчество.
В программе "Арт терапия" есть модуль «Лаборатории». Нужно придумать свою методику, например, объединить инструменты Арт терапии с другими направлениями психологии.
Почему я объединила два таких разных направления? Казалось бы, Арт терапия – что-то легкое, связанное с игрой, искусством. Кризисная – что-то тяжелое, серьезное. Вероятно, именно из-за кажущейся легкости Арт терапия прекрасно работает в кризисных состояниях, люди получают эмоциональную поддержку через Арт терапию.
Я сама пошла на Арт терапию в первую очередь для себя, за творческим потенциалом, восстановлением ресурса, навыками самоподдержки через Арт терапию, а потом уже за знаниями. Я никогда не была творческим человеком, хотя рисовать люблю. Я вся «в голове» – аналитик, логик, прагматик. А так как параллельно училась на курсе Кризисный психолог, Арт терапия стала отличным вариантом самовыражения, психологической самопомощи через творчество.
Оказалось, эти два направления в психологии отлично дополняют друг друга!
Моя методика позволяет достигать коррекции эмоционального состояния, взаимодействовать с людьми, которые столкнулись с острым эмоциональным, психологическим стрессом, травмирующими событиями, работать с эмоциями через творчество.
Самопознание через художественное творчество помогает установить доверительный, безопасный контакт при первой встрече психолога и клиента, которому очень тревожно, тяжело. Которому трудно как определять, так и говорить о своих чувствах, эмоциях, проблемах.
Роль методов Арт терапии здесь – закрепить полученное ресурсное состояние, дать силы для самопознания и дальнейшей терапии, чтобы клиент мог начать говорить, открываться, лучше понимать себя, получить еще больше положительных эмоций и раскрыть творческий потенциал. Методика позволяет познавать себя и окружающий мир, развивать креативность мышления, личностный потенциал, устанавливать взаимоотношения между людьми с помощью творчества. Недаром Арт терапия переводится, как «лечение искусством»!
При кризисной терапии важно помочь клиенту в моменте, здесь и сейчас, чтобы потом можно было идти в длительную терапию. Я взяла технику быстрой стабилизации ТЭС (Техника эмоциональной свободы), основанную на принципах акупунктуры. Эту технику я узнала на обучении у практикующего психолога, автора профессиональных программ для психологов Андрея Голощапова. Ниже я привожу рисунки, взятые из его же учебных материалов.
Роль методов Арт терапии здесь – закрепить полученное ресурсное состояние, дать силы для самопознания и дальнейшей терапии, чтобы клиент мог начать говорить, открываться, лучше понимать себя, получить еще больше положительных эмоций и раскрыть творческий потенциал. Методика позволяет познавать себя и окружающий мир, развивать креативность мышления, личностный потенциал, устанавливать взаимоотношения между людьми с помощью творчества. Недаром Арт терапия переводится, как «лечение искусством»!
При кризисной терапии важно помочь клиенту в моменте, здесь и сейчас, чтобы потом можно было идти в длительную терапию. Я взяла технику быстрой стабилизации ТЭС (Техника эмоциональной свободы), основанную на принципах акупунктуры. Эту технику я узнала на обучении у практикующего психолога, автора профессиональных программ для психологов Андрея Голощапова. Ниже я привожу рисунки, взятые из его же учебных материалов.
Цель методики – психологическая коррекция эмоционального состояния, возвращение в ресурс, обучение навыкам самоподдержки, развитие творческого потенциала, самопознание, самовыражение через искусство. В дальнейшем клиент сможет самостоятельно ее использовать для самопомощи.
Методика позволяет включить энергетический канал, дать клиенту ресурс для преодоления кризиса, опору, снизить тревожность и направить в позитив, переосмыслить негативный опыт, проработать и пережить травму.
А это важно для выбора новой модели поведения, новых жизненных стратегий и пересмотра своего взгляда на многие вещи. Очень часто основа запросов, проблем у клиента – это тревожность и негативные эмоции, и первая задача – их снижение и стабилизация.
Методика позволяет включить энергетический канал, дать клиенту ресурс для преодоления кризиса, опору, снизить тревожность и направить в позитив, переосмыслить негативный опыт, проработать и пережить травму.
А это важно для выбора новой модели поведения, новых жизненных стратегий и пересмотра своего взгляда на многие вещи. Очень часто основа запросов, проблем у клиента – это тревожность и негативные эмоции, и первая задача – их снижение и стабилизация.
Необходимые материалы:
акварельные краски/гуашь/пастель масляная,
кисточки, бумага А3 или А4,
готовая маска или материал для ее изготовления,
циркуль или подручный предмет для круга.
Порядок выполнения.
1. выбираем цель для проработки, запрос клиента. Например, неприятное чувство или ситуация, которая вызывает это чувство.
2. оцениваем интенсивность чувства клиента – от 0 до 10.
3. максимально сосредотачиваемся на чувстве.
4. удерживая внимание, простукиваем точки по схеме.
5. снова оцениваем интенсивность чувства. Оно должно немного уменьшиться. Скорее всего, придется сделать это несколько раз, прежде чем клиент освободится от неприятного чувства и испытает облегчение.
Начинаем и заканчиваем простукивание с точки 13. Простукиваем нежно, но ощутимо и без синяков. Парные точки стучим одновременно, остальные по очереди. Начинаем или справа, или слева.
6. Для закрепления стабильного, ресурсного состояния используем инструменты арт терапии – маскотерапия, мандалотерапия, изотерапия. Можно предложить нарисовать ресурсную мандалу, ресурсное место или сделать ресурсную маску, ориентируясь на личные предпочтения клиента, доступность материалов, психологические особенности.
2. оцениваем интенсивность чувства клиента – от 0 до 10.
3. максимально сосредотачиваемся на чувстве.
4. удерживая внимание, простукиваем точки по схеме.
5. снова оцениваем интенсивность чувства. Оно должно немного уменьшиться. Скорее всего, придется сделать это несколько раз, прежде чем клиент освободится от неприятного чувства и испытает облегчение.
Начинаем и заканчиваем простукивание с точки 13. Простукиваем нежно, но ощутимо и без синяков. Парные точки стучим одновременно, остальные по очереди. Начинаем или справа, или слева.
6. Для закрепления стабильного, ресурсного состояния используем инструменты арт терапии – маскотерапия, мандалотерапия, изотерапия. Можно предложить нарисовать ресурсную мандалу, ресурсное место или сделать ресурсную маску, ориентируясь на личные предпочтения клиента, доступность материалов, психологические особенности.
Схема простукивания
- Точка брови (ТБ), располагается в начале каждой брови, рядом с переносицей
- Точка внешней стороны глаза (ТВСГ) – на скуловой кости под тем местом, где заканчивается бровь
- Точка под глазом (ТПГ) на скуловой кости под каждым глазом, ровно по центру
- Точка под носом (ТПН) на верхнечелюстном шве между носом и верхней губой
- Точка под нижней губой (ТПНГ) в углублении между нижней губой и подбородком
- Точка под ключицей
- Точка на уровне нижней полоски бюстгальтера у женщин (стучим 4-мя пальцами)
- Точка большого пальца (ТБП) на боковой поверхности большого пальца, в районе начала роста ногтя, со стороны, противоположной указательному пальцу.
- Точка указательного пальца (ТУП) на боковой поверхности указательного пальца, в районе начала роста ногтя, со стороны большого пальца
- Точка среднего пальца (ТСП) на боковой поверхности среднего пальца, в районе начала роста ногтя, со стороны указательного пальца. Безымянный палец пропускаем.
- Точка мизинца (ТМ) на боковой поверхности мизинца, в районе начала роста ногтя, со стороны безымянного пальца.
- Точка тыльной стороны руки (ТТСР) – на тыльной стороне ладони, во впадинке между костяшками безымянного пальца и мизинца
- Точка ребра ладони (ТРЛ) под мизинцем, по центру ребра ладони (стучим 4-мя пальцами)
Техника стабилизирует, успокаивает, снижается тревожность, страх, испуг, в голове у клиента появляется ясность, а после использования инструментов Арт терапии – еще и стабильное ресурсное состояние, развивается творческий потенциал, креативность, появляется желание творить, самовыражаться.
Рекомендую при работе с запросами:
Техника как работает с проблемам клиента, так и ищет его ресурсы, в конце давая стабильное ресурсное состояние и возвращая радость жизни.
- тревожные расстройства,
- страхи, неврозы, стрессы,
- для преодоления кризисов как нормативных, так и ненормативных.
- в поиске новых смыслов жизни и новых возможностей развития,
- позволяет понять себя, выразить свои чувства, эмоции.
Техника как работает с проблемам клиента, так и ищет его ресурсы, в конце давая стабильное ресурсное состояние и возвращая радость жизни.
Мне кажется, такие творческие методы самоподдержки актуальны в наше тревожное время, когда кругом травмирующие события и информация. Люди волнуются за свою жизнь, жизнь близких, и как результат, градус негативных эмоций, чувств может зашкаливать и нужно этот градус снижать, стабилизировать и находить ресурс в себе.
Я – не исключение. Мне самой нужен был какой-то инструмент самопомощи, и возникла эта методика. Она безопасна и доступна каждому.
На курсе я узнала, что Арт терапию можно применять совместно с другими направлениями, для взрослых и детей. С помощью инструментов Арт терапии можно
Никогда не думала, что смогу создать авторскую технику! Было много терзаний, мыслей, желание объять необъятное, я писала и переписывала. И одновременно – очень интересно и захватывающе. В конце я почувствовала радость, уверенность в себе, особенно, когда увидела обратную связь.
Я – не исключение. Мне самой нужен был какой-то инструмент самопомощи, и возникла эта методика. Она безопасна и доступна каждому.
На курсе я узнала, что Арт терапию можно применять совместно с другими направлениями, для взрослых и детей. С помощью инструментов Арт терапии можно
- получить доступ к бессознательному,
- ответить на вечные вопросы: Кто я? Зачем? Куда я? Откуда?
- научиться новым способам и стратегиям мышления,
- развить творческое начало.
Никогда не думала, что смогу создать авторскую технику! Было много терзаний, мыслей, желание объять необъятное, я писала и переписывала. И одновременно – очень интересно и захватывающе. В конце я почувствовала радость, уверенность в себе, особенно, когда увидела обратную связь.
Друзья, как видите, Арт терапия прекрасно сочетается и гармонично вписывается в самые разные техники психотерапии, эффективна даже в кризисных состояниях. Мы продолжаем набор на программу “Арт терапия” в МИПИП. Ознакомиться подробнее и занять место на обучении вы можете, перейдя на страницу Программы.