Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — метод, применяемый в психологии для коррекции мышления и поведения человека. Ее целью является изменение отрицательных убеждений и установок, которые могут приводить к депрессии, тревожности и другим проблемам. Один из ключевых принципов КПТ заключается в том, что мы можем изменить свое эмоциональное состояние, изменив свои мысли. Например, если человек постоянно думает о своей недостаточности и неудачах, это может привести к развитию депрессии. При помощи психотерапевта клиент учится выявлять и пересматривать свои отрицательные мысли, заменяя их на более реалистичные и позитивные убеждения.
Еще одним важным аспектом КПТ является работа над поведенческими стратегиями. Клиент учится изменять свое поведение в соответствии с новыми убеждениями и мыслями. Например, если человек избегает общения из-за страха быть осужденным или отвергнутым, психотерапевтический процесс нацелен на то, чтобы помочь ему преодолеть этот страх и начать устанавливать здоровые отношения с окружающими.
Представьте, что вы привыкли все время есть только ложкой. Нет у вас в арсенале навыка есть вилкой. И вдруг вы оказались в стране, в которой нет ложек.
Что же будет?
Получится ли волшебным образом сразу натренировать свои пальцы и руку — держать этот прибор и не рассыпать при этом еду? Маловероятно. Для этого требуется время, тренировка, внимание (умение удерживать взгляд на вилке, чтобы еда не упала), упорство. Чтобы поесть, вы, скорее всего, будете прилагать усилия, чтобы сформировать новый навык (управлять палочками для еды) для удовлетворения базовой потребности (есть пищу).
Что же будет?
Получится ли волшебным образом сразу натренировать свои пальцы и руку — держать этот прибор и не рассыпать при этом еду? Маловероятно. Для этого требуется время, тренировка, внимание (умение удерживать взгляд на вилке, чтобы еда не упала), упорство. Чтобы поесть, вы, скорее всего, будете прилагать усилия, чтобы сформировать новый навык (управлять палочками для еды) для удовлетворения базовой потребности (есть пищу).
Базовыми потребностями для человека также являются иные физиологические потребности: сон, возможность перерабатывать еду, и, конечно, потребность в безопасности, потребность в любви и принятии. В данном ключе мы можем вспомнить и про другие аспекты, но давайте возьмем перечисленные — безопасность, любовь и принятие.
Данные потребности являются дефицитными, если в детстве эти аспекты не были “закрыты”, и тогда вырастая, человек осознано или неосознанно стремится эти потребности всячески удовлетворить.
Допустим, безопасность была для человека сродни навыку есть ложкой. Вот только ложка эта все время била по лбу и ругала за все промахи. Да еще и утверждала, что “все это ради твоего блага и безопасности”, а человек живет с мыслью, что безопасность выглядит именно так — ложка больно бьет по лбу и иначе никак! А есть то хочется, поэтому он продолжает пользоваться ложкой.
Но вдруг человек оказался в месте, где ему предлагают есть еду вилкой, которая при этом “хвалит, подпирает одеялко и помогает разобраться в совершенных ошибках”.
“Но это же не так!”, — восклицает человек. “Это неправильно. Вы должны бить меня по лбу, чтобы я что-то сделал лучше!”.
Но вдруг человек оказался в месте, где ему предлагают есть еду вилкой, которая при этом “хвалит, подпирает одеялко и помогает разобраться в совершенных ошибках”.
“Но это же не так!”, — восклицает человек. “Это неправильно. Вы должны бить меня по лбу, чтобы я что-то сделал лучше!”.
Здесь мы грустно признаем, что у личности сформировано определенное мышление, и для того чтобы его поменять нам нужно научить человека “пользоваться вилкой”. Постепенно, раз за разом, объясняя ему, что за такими мыслями “лежат” какие-то действия в прошлом, а еще там есть различные чувства. Раскрывая его, мы обнаруживаем, что за всеми слоями, под всеми мыслями и эмоциями, где-то глубоко есть навык пользоваться вилкой. Той самой, поддерживающей, дающей еду в безопасной обстановке. Когда, уронив пищу на стол от неумения — тебя поддержат и научат есть так, чтобы она попадала в рот. Безопасно. Экологично. По-человечески. Без того, чтобы бить себя по лбу по привычке прежнего мышления.
Разумеется, мышление меняется не сразу. В когнитивно-поведенческом терапии мы работаем так, чтобы разобраться с прежними паттернами (держать только ложку), увидеть, как они сформировались. В КПТ мы учимся постепенно, понемногу менять мышление, которое привело к тому, что мы чувствуем себя несчастными, голодными, не в безопасности и без любви. Двигаясь шаг за шагом по алгоритму, которому следовали тысячи человек, мы также можем прийти к мышлению, дающему возможность стать счастливее и свободнее.
Когнитивно-поведенческая терапия доказала свою эффективность в различных психологических проблемах, включая депрессию, тревожность, фобии, расстройства пищевого поведения и другие. Результаты могут быть ощутимы уже после нескольких сеансов, что делает КПТ привлекательной для многих людей, стремящихся к изменениям в своей жизни.
Таким образом, когнитивно-поведенческая терапия помогает людям преобразовывать свое мышление и поведение, способствуя улучшению их психического благополучия. Этот подход является эффективным инструментом в работе с различными психологическими проблемами. Он дарит человеку возможность ощутимо улучшить свое состояние и отношения с окружающим миром.