На пути профессионального становления свежеиспеченного психолога часто встречаются трудности. Некоторые из них специалист может заметить самостоятельно, другие – только при помощи коллег.
Одна из разновидностей профессиональной помощи - супервизии. Роль супервизии в профессиональном развитии психолога трудно переоценить. Ведь мы с вами отлично понимаем, что каждый из нас живет немного “в своей картине мира”. Эффективность супервизии в работе психолога как раз определяется тем, что специалист получает тот самый квалифицированный взгляд со стороны, которого так порой не хватает.
Наверняка вы уже слышали термины “супервизия” и “интервизия”. В чем их основные отличия?
Что такое супервизия в психологии? Это – консультация специалиста с более опытным коллегой. Основное отличие от интервизии заключается в том, что более опытный коллега - не только тот, кто дольше практикует, но и прошел специальное обучение на супервизора. В некоторых профессиональных сообществах еще и имеет более высокий ранг. Например, звание доцента.
В интервизии же все равны. Более опытный коллега – это модератор интервизии. Он только следит за регламентом, ходом и соблюдением правил интервизии.
По форме супервизия - это предоставление клиентского случая, по которому специалист (супервизант) хочет получить помощь.
В интервизии же все равны. Более опытный коллега – это модератор интервизии. Он только следит за регламентом, ходом и соблюдением правил интервизии.
По форме супервизия - это предоставление клиентского случая, по которому специалист (супервизант) хочет получить помощь.
Форматы супервизии: индивидуальная и групповая
- Индивидуальная. Супервизант предоставляет клиентский случай и разбирает его со старшим коллегой. Также индивидуальная супервизия может быть направлена не на конкретный случай, а на профессиональное самоощущение психолога.
- Групповая. Это может быть постоянная закрытая группа, где собираются разные по уровню коллеги, но обязательно есть один супервизор. Он следит за соблюдением правил группы и обязательно делится своей профессиональной точкой зрения относительно запроса супервизанта. В этом формате остальные члены группы также высказывают свои гипотезы. В итоге вся группа работает на запрос супервизанта, чтобы он смог преодолеть свои сложности. Как говорится, одна голова - хорошо, а десять лучше.
Бывают открытые группы, где можно посещать встречи разово.
Внутри самой встречи формат зависит от направления психологии и задач. Группы бывают:
Обучающими. Например, вы проходите обучение КПТ и в рамках супервизии получаете обратную связь, чтобы получить уверенность в своих действиях и сертификат.
Продвинутыми, где специалисты понимают, что супервизии - это про профессиональный рост и расширение, участвуют не для сертификата, а для себя.
Одномодальные: гештальт, психоанализ, КПТ и т.д. В этих группах участвуют коллеги, которые работают одним основным методом и соответственно говорят на одном языке.
Мультимодальные - где собираются профессионалы из разных областей психологии, и каждый может обогатить другого своим взглядом.
Продвинутыми, где специалисты понимают, что супервизии - это про профессиональный рост и расширение, участвуют не для сертификата, а для себя.
Одномодальные: гештальт, психоанализ, КПТ и т.д. В этих группах участвуют коллеги, которые работают одним основным методом и соответственно говорят на одном языке.
Мультимодальные - где собираются профессионалы из разных областей психологии, и каждый может обогатить другого своим взглядом.
Длительность встречи
В онлайн формате чаще от 1 часа до трех.
Живые супервизии – от часа и длиться рабочий день.
Чаще всего на предоставление 1 случая отводят 1 час. Когда супервизия длится дольше часа, скорее всего разбирают несколько случаев.
Живые супервизии – от часа и длиться рабочий день.
Чаще всего на предоставление 1 случая отводят 1 час. Когда супервизия длится дольше часа, скорее всего разбирают несколько случаев.
Зачем нужна супервизия в психотерапии? У супервизионных встреч 5 основных целей:
1. Профессиональная помощь супервизанту: в постановке диагноза, конкретизации запроса и построения стратегии терапии. Ни для кого не секрет, что вначале клиенты частенько озвучивают “камуфляжный” запрос. Коллеги помогают это заметить и выйти из данного сценария.
2. Обучение: коллеги могут делиться своими приемами, техниками, что безусловно помогает супервизанту. Это полезно не только для того, кто предоставляет случай, но и для всей группы. Часто в конце супервизии коллеги отзываются, что случай был полезен, тк у них есть похожий клиент и становится понятно, куда обратить внимание.
3. Поддержка специалиста. Многие начинающие психологи стыдятся ходить на супервизию. Им страшно, что про них подумают, что они что-то не так делают и возможно даже поругают. Но пока специалист сохраняет такое мышление, это загоняет его еще больше в яму и синдром самозванца. Уважение, такт и поддержка - нерушимые столпы супервизии.
4. Прояснение слепых пятен психолога: возможность увидеть то, что он не замечает, проанализировать контрперенос. Например, когда участники слушают супервизанта, они могут также наблюдать за тем, какое у них самих впечатление от его доклада. Нередко коллеги подмечают: специалист словно чрезмерно вовлечен в работу с клиентом или пытается спасти. Неосознаваемое становится видимым, и специалист уже может выстраивать работу с учетом этой особенности. Важно: если контрперенос действительно имеет место быть, это может быть материалом для работы с собственным психологом.
5. Профилактика эмоционального выгорания. Быть в кругу коллег, чувствовать принятие и вовлеченность очень важно для психолога с любым стажем работы. По специфике деятельности психолог работает чаще всего самостоятельно, что может породить чувство одиночества. На супервизиях можно не только почувствовать сопричастность, поддержку, самому быть полезным, но и отпадает необходимость конкурировать. Появляется ощущение, что для каждого психолога найдется свой клиент. И это чистая правда.
2. Обучение: коллеги могут делиться своими приемами, техниками, что безусловно помогает супервизанту. Это полезно не только для того, кто предоставляет случай, но и для всей группы. Часто в конце супервизии коллеги отзываются, что случай был полезен, тк у них есть похожий клиент и становится понятно, куда обратить внимание.
3. Поддержка специалиста. Многие начинающие психологи стыдятся ходить на супервизию. Им страшно, что про них подумают, что они что-то не так делают и возможно даже поругают. Но пока специалист сохраняет такое мышление, это загоняет его еще больше в яму и синдром самозванца. Уважение, такт и поддержка - нерушимые столпы супервизии.
4. Прояснение слепых пятен психолога: возможность увидеть то, что он не замечает, проанализировать контрперенос. Например, когда участники слушают супервизанта, они могут также наблюдать за тем, какое у них самих впечатление от его доклада. Нередко коллеги подмечают: специалист словно чрезмерно вовлечен в работу с клиентом или пытается спасти. Неосознаваемое становится видимым, и специалист уже может выстраивать работу с учетом этой особенности. Важно: если контрперенос действительно имеет место быть, это может быть материалом для работы с собственным психологом.
5. Профилактика эмоционального выгорания. Быть в кругу коллег, чувствовать принятие и вовлеченность очень важно для психолога с любым стажем работы. По специфике деятельности психолог работает чаще всего самостоятельно, что может породить чувство одиночества. На супервизиях можно не только почувствовать сопричастность, поддержку, самому быть полезным, но и отпадает необходимость конкурировать. Появляется ощущение, что для каждого психолога найдется свой клиент. И это чистая правда.
Как проходит супервизия для психологов? Подробности зависят от ее профиля, но можно выделить общее:
- Круг приветствия. Участники приветствуют друг друга, супервизор или модератор напоминает про основные правила.
- Доклад супервизанта. Специалист в отведенное время делится историей и запросом клиента, озвучивает свои сложности. В нашей работе очень важна конфиденциальность. Поэтому задача докладчика – сохранить ее для своего клиента.
- Круг вопросов от коллег. Коллеги задают уточняющие вопросы, чтобы прояснить детали. Вопросы могут быть на трех уровнях: 1 - про клиента (недостающая информация для выдвижения последующей гипотезы); 2 - про терапевтический контакт (уточнение о ходе работы, что уже делали, какие результаты); 3 - про психолога (вопросы, связанные с контрпереносом). На старте супервизант может обозначить границы - уровни вопросов.
- Круг высказывания гипотез. Коллеги делятся, как бы они работали в данной ситуации, на что по их мнению стоит обратить внимание, полезными упражнениями и/или диагностическими тестами.
- Круг поддержки супервизанта лично - вам подсвечивают, где вы уже справляетесь. Потому что вы точно справляетесь! В работе с некоторыми клиентами бывает так сложно, что специалист не замечает, что вообще-то у клиента есть прогресс. Группа своими вопросами и обратной связью помогает заметить результаты, которые уже достигнуты.
Традиционно считается, что основная функция супервизии – это помощь в разборе сложных случаев.
Но есть и неочевидные бонусы участия в супервизионной группе:
- возможность быть в сообществе. Мы все разные и работаем с разными запросами и типами клиентов. Если вы не работаете с какой-то категорией людей - у вас всегда будет, к кому их отправить.
- возможность проявить себя. Предыдущий пункт, но наоборот - коллеги увидят, как и с кем вы работаете, и также смогут рекомендовать вас, как специалиста.
- “опылитесь психотерапевтической атмосферой”, у вас будут чесаться руки, чтобы начать работать, если еще страшно брать клиентов.
- сможете увидеть, как другие справляются со сложностями в работе и вам к своим будет легче относиться.
- обогатитесь историями работы коллег. На супервизиях бывают такие случаи, которые только в анекдотах слышали! А бывает, смешно только потому, что это произошло не с тобой.
Иногда кажется, что если у меня пока нет клиентов, то ходить на супервизию нет необходимости. Но пока вы изолированы от профессионального сообщества, вам будет очень сложно делать первые шаги и брать клиентов. Если же вы ходите на супервизии и к вам пришел клиент с запросом, схожим с тем, что вы разбирали на встрече с коллегами - вам будет легче начать с ним работать. Да и в целом начать работать, понимая, что за твоей спиной есть коллеги, которые участливо помогут - это как подстелить себе соломку.