«Я знаю, что тебе нужно и причиню добро, приведу к результату и сделаю хорошо».
Бывает, клиент пришел с одной задачей, а психолог решил, что ему нужно другое.
Людмила Лобач, практикующий психолог, РОП-терапевт, автор и ведущая тренингов, психотерапевтических групп и вебинаров, ведущая популярного формата повышения квалификации для психологов – «Мастерских консультирования», поделилась своим видением и путями выхода из этой проблемы.
Определимся с терминами.
Потребность – это внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, которое проявляется в зависимости от ситуационных факторов.
Виды потребностей:
автономия – возможность выбирать свои мечты и цели,
внимание, доверие, значимость,
любовь, принятие, уважение, доверие и т.д.
Когда потребности удовлетворяются, мы испытываем радость, благодарность, вдохновение, интерес, доверие, гордость.
Когда не удовлетворяются: безнадежность, тревогу, гнев, вину, смущение, недоумение.
На самом деле никакой власти над клиентами у нас нет. И мы тем сильнее думаем, что отвечаем за клиента, чем сильнее хотим удовлетворить какие-то свои потребности. Мы как психологи проецируем свои потребности на клиентов и пытаемся их закрыть в консультировании.
В наших руках могут быть самые разные методы, процедуры и техники психологического консультирования. Но пока в работе психолога личное пересекается с профессиональным, эффективность работы снижена. Наша задача – вовремя это заметить и решить личные проблемы. Ведь психолог не может вывести клиента туда, куда не вышел сам.