Поток автора. Людмила Лобач

Как научиться отделять свои потребности от потребностей клиента?

Как научиться отделять свои потребности от потребностей клиента?

«Я знаю, что тебе нужно и причиню добро, приведу к результату и сделаю хорошо».

Бывает, клиент пришел с одной задачей, а психолог решил, что ему нужно другое.

Людмила Лобач, практикующий психолог, РОП-терапевт, автор и ведущая тренингов, психотерапевтических групп и вебинаров, ведущая популярного формата повышения квалификации для психологов – «Мастерских консультирования», поделилась своим видением и путями выхода из этой проблемы.
Определимся с терминами.

Потребность – это внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, которое проявляется в зависимости от ситуационных факторов.

Виды потребностей:

автономия – возможность выбирать свои мечты и цели,

внимание, доверие, значимость,

любовь, принятие, уважение, доверие и т.д.

Когда потребности удовлетворяются, мы испытываем радость, благодарность, вдохновение, интерес, доверие, гордость.

Когда не удовлетворяются: безнадежность, тревогу, гнев, вину, смущение, недоумение.
Чтобы работа психолога была эффективна, важно уметь отделять свои потребности от запроса клиента.

Казалось бы, почему этот вопрос возникает? Ведь задачу на терапию нам ставит клиент, а психолог только помогает ему эту задачу решить.

Но бывает, что клиент пришел с одной задачей, а психолог решил, что ему нужно совсем другое: «Я знаю, что тебе нужно и причиню добро, приведу тебя к инсайту, озарению, результату и вообще сделаю тебе хорошо».

Как думаете, чьи потребности в этом случае удовлетворяются? Психолога! Он придумал себе эту историю, возложил на себя ответственность за клиента (лишив тем самым ответственности клиента) и пытается что-то делать с клиентом, чего тот не хочет и всячески сопротивляется. Терапия застревает на месте, а психолог чувствует выгорание и стресс.
На самом деле никакой власти над клиентами у нас нет. И мы тем сильнее думаем, что отвечаем за клиента, чем сильнее хотим удовлетворить какие-то свои потребности. Мы как психологи проецируем свои потребности на клиентов и пытаемся их закрыть в консультировании.
Чтобы этого не происходило, чтобы вы не чувствовали выгорания и не взваливали на себя груз ответственности за клиента, важно:

  1. Закрывайте свои потребности в личной проработке, а не в работе с клиентами.
  2. Чувствуйте себя автономными и самодостаточными. Тогда и в других сможете ее увидеть и уважать клиента с его выбором.
  3. Отвечайте себе честно на вопрос: я сейчас закрываю свои потребности или работаю на запрос клиента?

А если вы в своей практике закрывали потребности в значимости, уважении, внимании и т.д., то с ними можно и нужно разбираться. Этим вы обеспечите профессиональную и эффективную помощь клиентам. Вот несколько стратегий, которые могут помочь:

  1. Саморефлексия: Регулярно занимайтесь самоанализом, чтобы осознавать собственные чувства и потребности. Поможет идентифицировать и отделить личные вопросы, которые могут влиять на работу с клиентом.
  2. Супервизия и интервизия: Работа под руководством более опытных коллег выявит и обработает личные проблемы, которые, возможно, пересекаются с запросами клиентов.
  3. Обучение и развитие: Мы предлагаем для вашего становления «Мастерские консультирования». Они помогут начинающему психологу улучшить навыки консультационной работы и понимать границы между личным и профессиональным.
  4. Установление границ: Четко определите профессиональные границы между вами и клиентами. Так личные потребности не будут вмешиваться в процесс терапии.
  5. Терапия для психолога: Чтобы разобраться в собственных проблемах и не переносить их на клиентов, регулярно проходите личную терапию.
В наших руках могут быть самые разные методы, процедуры и техники психологического консультирования. Но пока в работе психолога личное пересекается с профессиональным, эффективность работы снижена. Наша задача – вовремя это заметить и решить личные проблемы. Ведь психолог не может вывести клиента туда, куда не вышел сам.
2024-06-22 09:11 Психотерапия Психологическое консультирование Карьера