Как научиться отделять свои потребности от потребностей клиента?
«Я знаю, что тебе нужно и причиню добро, приведу к результату и сделаю хорошо».
Бывает, клиент пришел с одной задачей, а психолог решил, что ему нужно другое.
Людмила Лобач, практикующий психолог, РОП-терапевт, автор и ведущая тренингов, психотерапевтических групп и вебинаров, ведущая популярного формата повышения квалификации для психологов – «Мастерских консультирования», поделилась своим видением и путями выхода из этой проблемы.
Определимся с терминами.
Потребность – это внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, которое проявляется в зависимости от ситуационных факторов.
Виды потребностей:
автономия – возможность выбирать свои мечты и цели,
внимание, доверие, значимость,
любовь, принятие, уважение, доверие и т.д.
Когда потребности удовлетворяются, мы испытываем радость, благодарность, вдохновение, интерес, доверие, гордость.
Когда не удовлетворяются: безнадежность, тревогу, гнев, вину, смущение, недоумение.
Чтобы работа психолога была эффективна, важно уметь отделять свои потребности от запроса клиента.
Казалось бы, почему этот вопрос возникает? Ведь задачу на терапию нам ставит клиент, а психолог только помогает ему эту задачу решить.
Но бывает, что клиент пришел с одной задачей, а психолог решил, что ему нужно совсем другое: «Я знаю, что тебе нужно и причиню добро, приведу тебя к инсайту, озарению, результату и вообще сделаю тебе хорошо».
Как думаете, чьи потребности в этом случае удовлетворяются? Психолога! Он придумал себе эту историю, возложил на себя ответственность за клиента (лишив тем самым ответственности клиента) и пытается что-то делать с клиентом, чего тот не хочет и всячески сопротивляется. Терапия застревает на месте, а психолог чувствует выгорание и стресс.
Казалось бы, почему этот вопрос возникает? Ведь задачу на терапию нам ставит клиент, а психолог только помогает ему эту задачу решить.
Но бывает, что клиент пришел с одной задачей, а психолог решил, что ему нужно совсем другое: «Я знаю, что тебе нужно и причиню добро, приведу тебя к инсайту, озарению, результату и вообще сделаю тебе хорошо».
Как думаете, чьи потребности в этом случае удовлетворяются? Психолога! Он придумал себе эту историю, возложил на себя ответственность за клиента (лишив тем самым ответственности клиента) и пытается что-то делать с клиентом, чего тот не хочет и всячески сопротивляется. Терапия застревает на месте, а психолог чувствует выгорание и стресс.
На самом деле никакой власти над клиентами у нас нет. И мы тем сильнее думаем, что отвечаем за клиента, чем сильнее хотим удовлетворить какие-то свои потребности. Мы как психологи проецируем свои потребности на клиентов и пытаемся их закрыть в консультировании.
Чтобы этого не происходило, чтобы вы не чувствовали выгорания и не взваливали на себя груз ответственности за клиента, важно:
А если вы в своей практике закрывали потребности в значимости, уважении, внимании и т.д., то с ними можно и нужно разбираться. Этим вы обеспечите профессиональную и эффективную помощь клиентам. Вот несколько стратегий, которые могут помочь:
- Закрывайте свои потребности в личной проработке, а не в работе с клиентами.
- Чувствуйте себя автономными и самодостаточными. Тогда и в других сможете ее увидеть и уважать клиента с его выбором.
- Отвечайте себе честно на вопрос: я сейчас закрываю свои потребности или работаю на запрос клиента?
А если вы в своей практике закрывали потребности в значимости, уважении, внимании и т.д., то с ними можно и нужно разбираться. Этим вы обеспечите профессиональную и эффективную помощь клиентам. Вот несколько стратегий, которые могут помочь:
- Саморефлексия: Регулярно занимайтесь самоанализом, чтобы осознавать собственные чувства и потребности. Поможет идентифицировать и отделить личные вопросы, которые могут влиять на работу с клиентом.
- Супервизия и интервизия: Работа под руководством более опытных коллег выявит и обработает личные проблемы, которые, возможно, пересекаются с запросами клиентов.
- Обучение и развитие: Мы предлагаем для вашего становления «Мастерские консультирования». Они помогут начинающему психологу улучшить навыки консультационной работы и понимать границы между личным и профессиональным.
- Установление границ: Четко определите профессиональные границы между вами и клиентами. Так личные потребности не будут вмешиваться в процесс терапии.
- Терапия для психолога: Чтобы разобраться в собственных проблемах и не переносить их на клиентов, регулярно проходите личную терапию.
В наших руках могут быть самые разные методы, процедуры и техники психологического консультирования. Но пока в работе психолога личное пересекается с профессиональным, эффективность работы снижена. Наша задача – вовремя это заметить и решить личные проблемы. Ведь психолог не может вывести клиента туда, куда не вышел сам.