Потоки авторов
Ольга Суханова

Арт-терапия для рационального ума: как творчество помогает достичь счастья

В современном мире, где рациональное мышление ценится превыше всего, многие из нас забывают о важности эмоционального выражения и творчества (эмоционального интеллекта). Арт-терапия — это мощный инструмент, который может помочь людям с развитым рациональным мышлением стать счастливее, а рациональному уму – расслабиться.

Почему навыки, которые дает арт-терапия, критически важны в мире информационных технологий и стремительного распространения искусственного интеллекта?
Творческие предметы, такие как живопись, музыка, танцы и другие, были неотъемлемой частью обучения представителей высших сословий на протяжении всей истории.

Еще в Древней Греции образование включало в себя изучение музыки, поэзии, танцев и других видов искусства. Считалось, что эти предметы помогают формировать гармоничную личность, развивать эстетический вкус и… воспитывать патриотизм.

В Европе как в средние века, так и по сей день, в элитных учебных заведениях образование также включает изучение творческих предметов. В закрытых английских школах преподают музыку, рисование, литературу и другие виды искусства.

В России XIX века образование в дворянских семьях включало обучение музыке, танцам, рисованию и другим творческим предметам. Вспомним хотя бы образование в Царскосельском лицее, где учились отпрыски дворянских семей - будущие лидеры и управленцы того времени.

Таким образом, творческие предметы всегда были важной частью элитарного образования.

И не просто так советская школа переняла этот опыт и в школах ввели такие обязательные предметы, как музыка и рисование.

Но вот отношение к этим предметам мало у кого соответствует их важности для развития и воспитания гармоничной личности и успешного в социуме человека.

Вспомните хотя бы, за оценки по каким предметам обычно ругали родители?

Казалось, что важные дисциплины - это математика, русский язык. А музыка, ИЗО - развлечение для малышей.

Но ведь музыка развивает мозг человека не меньше, чем алгебра. Известный «эффект Моцарта» - это доказанное исследованиями влияние прослушивания музыки известного классика на развитие интеллекта, стрессоустойчивость у детей и взрослых.

А рисование помогает развивать эмоциональную осознанность. Оно активизирует зоны мозга, соседние с теми, что отвечают за распознавание эмоций. Помогает лучше понимать свои и чужие эмоции, налаживать коммуникации с другими людьми, быть более гибким в поведении - а значит более успешным.
По сути развивать интеллект, но не развивать эмоциональную сферу - это как в спортзале качать только правую ногу. Какой бы сильной она ни была, если левая - слабая, на одной ноге далеко не убежишь. Да и спотыкаться будешь.

Так и в жизни. Самый умный человек без умения распознавать эмоции и управлять своим состоянием не может добиться успеха, потому что у него будет страдать сфера коммуникаций. Он может терять возможности из-за неадекватных эмоциональных реакций и тд.

Поэтому, чем более развит человек интеллектуально, тем важнее ему «прокачивать» и другую опору - эмоциональную.

То есть развивать те самые SoftSkills, которые называют залогом успеха в карьерном росте, управлении.
Другой аспект, на который сейчас обращают внимание аналитики-футурологи в связи с развитием эмоциональной сферы человека - это развитие технологий.

Ни один человек не может считать в уме лучше, чем компьютер. Технологии позволяют писать компьютерные программы быстрее команды программистов, делают меньше ошибок, чем самый опытный бухгалтер. Боты в соцсетях заменяют продавцов, ИИ за 5 секунд пишет пост, на который у копирайтера уходит от 30 до 60 минут, роботы-доставщики заменяют курьеров. И это только начало.

Но есть задачи, которые никогда не будут автоматизированы. И все они связаны с человеческими «мягкими» навыками - эмпатией, сопереживанием, этикой, творчеством, нестандартным мышлением.

Эти сугубо человеческие свойства в эпоху развития информационных технологий и искусственного интеллекта помогут реализоваться, да и просто сохранить работу. Ведь технологии быстро замещают рабочие места в тех сферах, где нужен автоматизированный, рутинный труд.

Именно эти качества помогает развивать и совершенствовать Арт-терапия. Именно поэтому Арт-терапия настолько полезна для логически мыслящих людей

Психолог - Арт-терапевт помогает своим клиентам исцелять травмы и формировать в себе гармонично развитую личность, воспитывать эстетический вкус, развивать творческие способности и становиться более целостными и успешными, счастливыми людьми, достигать баланс логики и творчества через арт-терапию. Техники и методики работы доступны любому, даже далекому от “умения рисовать” человеку.

Что же такое арт-терапия?

Арт-терапия — это метод психотерапии, основанный на использовании искусства и творчества для выражения эмоций, решения проблем и достижения психологического благополучия. Она может включать в себя рисование, лепку, создание коллажей, работу с глиной, песком и другими материалами.

Почему рациональным людям полезна арт-терапия? Какие эффекты наблюдают те, кто попробовал на себе арт-терапию?
Снятие стресса и тревоги. Рациональное мышление часто связано с высоким уровнем стресса и тревоги, особенно когда речь идёт о сложных задачах и принятии решений. Арт-терапия позволяет выразить свои эмоции и чувства через творчество, тем самым снизить уровень стресса и улучшить настроение. Творчество действительно помогает рациональному уму расслабиться!

Развитие креативности через арт-терапию, в том числе у рациональных людей. Логика основана на личном опыте и осознаваемых знаниях. Опора только на логику приводит к стереотипному мышлению и трудностям с генерацией новых идей. (К тому же стереотипные решения может с легкостью генерить ИИ). Арт-терапия позволяет заглянуть в иррациональную, подсознательную область психики, где и находятся нестандартные решения проблем.

Самопознание. Арт-терапия для развития эмоционального интеллекта у логиков. Через творчество человек можно лучше понять свои чувства, потребности и ценности. Это помогает принимать более осознанные решения и достигать гармонии в жизни. Познавая, мы делаем важный шаг к принятию себя и пониманию своего места в мире.

Улучшение коммуникации. Творчество становится средством невербальной коммуникации, помогая выразить то, что трудно сказать словами. Это особенно полезно для тех, кто привык к логике, привык скрывать свои эмоции или не умеет их выражать.

Еще в первой половине 20 века знаменитый российский и советский психолог, исследователь сознания Л. С. Выготский писал:
«Наши переживания и эмоции являются источником энергии, которая может быть канализирована посредством экспрессивных искусств, являющихся мощным средством для обнаружения, проживания и принятия «темных» аспектов нас самих, а самопринятие имеет первостепенное значение для развития способности к сочувствию и состраданию другим».

Повышение самооценки. Успехи в творчестве могут способствовать повышению самооценки и уверенности в себе. Это, в свою очередь, ведёт к более позитивному восприятию мира и счастью.

Расслабление, восполнение ресурса. Арт-терапия - это способ глубинных трансформаций человека. Но еще это - игра. И именно такое отношение позволяет человеку расслабиться и отдохнуть от повседневной рутины. Позволить себе снять маску серьезного специалиста, ответственного родителя, начальника и тд. И просто побыть собой. Поэтому одним из главных свойств арт-терапии считается ее ресурсность. Возможность перезагрузить “умный мозг” и восполнить запасы жизненной энергии.
Таким образом, Арт-терапия – действительно мощный инструмент для гармонии аналитиков. Она предлагает уникальный подход к улучшению качества жизни людей с развитым рациональным мышлением. Позволяет выражать свои чувства и эмоции, развить творческие способности, улучшить коммуникации, познавать новые грани себя, находить ответы на любые жизненные вопросы и достигать гармонии в жизни.

В МИПИП в данный момент заканчивается первый поток курса по арт-терапии. И мы приглашаем практикующих психологов, а также тех, кто интересуется возможностями этого прекрасного метода познания себя и хочет узнать больше о себе, своих талантах и способностях на 2 поток обучения.