Полезные материалы

Как использовать знание психологии в общении с окружающими

Повседневная жизнь человека наполнена интересными, но порой очень сложными процессами взаимодействия с другими людьми. На протяжении веков, общение является доминирующим фактором социального и психического развития личности.

Искусство грамотно выстраивать коммуникацию с окружающими позволяет нам поддерживать здоровые и продуктивные отношения, решать конфликты и преодолевать разногласия, продвигать собственные идеи и убеждения, достигать личных и профессиональных целей. И это далеко не полный список.

Базовые навыки общения есть у многих, но опыт показывает, что их бывает недостаточно при решении сложных задач. Одной из таких является необходимость поддержать человека в трудных жизненных обстоятельствах. Здесь на помощь может прийти знание психологии.

В данной статье рассмотрим те аспекты психологии, которые можно использовать в общении с окружающими. Спойлер: многие из них мы применяем в обычной жизни, даже не задумываясь об этом.

Эмпатия

Эмпатия является частью эмоционального интеллекта. Это способность поставить себя на место другого, почувствовать его эмоции и переживания. Она помогает понять, как лучше взаимодействовать с человеком с учётом его чувств.

Развить эмпатию может помочь другой навык — активного слушания. В ходе активного слушания важно сосредоточить свое внимание на разговоре, установить зрительный контакт, не отвлекаться на посторонние предметы, демонстрируя собеседнику, что вы заинтересованы в нем, в том, что он говорит. Благодаря этому будет значительно легче не только услышать человека, но и понять, что он чувствует.

Чтобы лучше понять мысли и чувства собеседника, важно задавать уточняющие вопросы. Например, если мы замечаем, что он испытывает негативные эмоции, можно использовать техники перевода внимания, чтобы снизить напряжение и установить более спокойную атмосферу.

Также важно не перебивать, а дать спокойно выговориться. Довольно простое правильно, но далеко не все могут его придерживаться.

Активное слушание является ключевым инструментом для взаимодействия с другими людьми, который помогает лучше понять собеседника.

Невербальная коммуникация

Важную роль в общении играют не только слова, но и невербальные сигналы, такие как жесты, мимика и тон голоса. Известно, что словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передается невербально.

В коммуникации важно обращать внимание на конгруэнтность. Это соответствие невербальных проявлений словесным высказываниям. Для правильной интерпретации жестов необходимо анализировать контекст сказанного собеседником в совокупности с его жестами, мимикой и телодвижениями.

Значимую роль в передаче информации занимает мимика. Именно она отражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Например, с помощью глаз передаются самые точные сигналы состояния человека, так как расширение и сужение зрачков не может поддаваться контролю сознательно.

Адаптация к различным типам личностей

Существуют различные классификации личностей, которые помогут лучше понять, какие способности и потребности есть у каждого человека. Это понимание позволит адаптировать свой подход к общению с разными людьми. Некоторые, например, предпочитают рациональный подход к разговорам, в то время как другие больше склонны к эмоциональному общению. Учитывая эти аспекты, можно выстроить более гармоничные и продуктивные отношения.

Не включать «непрошенного психолога»

Знание психологии может сыграть и злую шутку в общении с окружающими. Очень часто человек не может переключиться, и ему хочется всем помочь: дать непрошенные советы, постараться научить «правильно жить», рассказать, откуда появились те или иные проблемы собеседника, вмешаться в отношения, анализировать. Если человек постоянно говорит про психологию и ссылается на нее, такое поведение может отталкивать людей и даже создавать конфликтные ситуации.

Важно вовремя распознать эти паттерны и остановиться. Каждый самостоятельный и здоровый человек сам несет ответственность за свою жизнь и поступки. Если ему потребуется детально разобраться с волнующей ситуацией или проблемой, он может обратиться за помощью к специалисту. В конце концов, первое правило, которым руководствуется психолог – не навреди.

Заключение

Знание психологии может стать ценным инструментом в общении с окружающими людьми. Это поможет лучше понять других, улучшить некоторые проявления невербальной коммуникации и эффективнее разрешать конфликты. Необходимо помнить, что общение – это взаимодействие, и только благодаря пониманию психологических аспектов мы сможем построить качественные и гармоничные отношения с другими людьми.
Отношения