Идея статьи родилась из ставшей популярной в последнее время дискуссии о пользе и вреде популярной молодёжной субкультуры «Квадробинг». Интересно, что именно это направление вызывает столько шума и споров. А ведь существуют и другие подростковые субкультуры, которые требуют не менее пристального внимания и изучения, а иногда и реакции законодательных органов и правоохранительных структур.
Какие сейчас существуют социальные группы молодежи? Какие из них безопасны, а когда пора бить тревогу, говорить об опасностях молодежных субкультур?
Среди общего многообразия можно выделить следующие:
– гики, виско-герл, веб-панки, дед-инсайд (интернет-сообщества и поклонники компьютерных игр);
– офники, скинхеды (околокриминальные и криминальные сообщества);
– диггеры, сталкеры, ЗОЖники (экстремальные и спортивные сообщества);
– халлю, k-pop, анимешники, квадроберы и т.д. (корейское и японское направления).
Пока нет достоверных и подтверждённых исследований об опасностях молодежных субкультур с точки зрения психического благополучия подростка. Сегодня мы можем только констатировать, что всё это – формы реализации потребности в принадлежности к определённой группе, идентификация подростков.
Этого нельзя сказать о таких течениях, как офники, скинхеды, «АУЕ» (организация запрещена в России). Эти субкультуры пропагандируют агрессивный стиль поведения, применение насилия и конфликта. Здесь совершенно точно идёт речь о признанных экстремистскими сообществах. Офников можно узнать по нашивке-компасу (похожа на эмблему марки Stone Island), брендовым вещам, агрессивному поведению. Их страницы в соцсетях могут содержать видео драк и сцены унижения других подростков.
В изостудии, куда ходит моя дочь, провели занятие по раскрашиванию и украшению масок животных. Дети потрудились с удовольствием, каждый создал свой маленький шедевр. Под руководством опытного педагога юные художники примерили свои маски, показали повадки своих зверей. Обсудили, какая у них суперсила и чем этот зверь интересен. Поговорили о том, как можно поддерживать бездомных животных зимой в городе. Никто после этого занятия не ушел на поводке и на четвереньках. При грамотной включённости взрослых в интересы детей сохраняется рациональное разделение: где время и пространство для игры, и где реальный мир и человеческая идентичность. Это пример, когда увлечение детей служит их развитию и социальной адаптации.
Почему взрослые люди включаются в детскую игру в такой форме? Вопросов здесь больше, чем ответов. Можно только предположить, что причин может быть несколько и они лежат в различных плоскостях:
Теперь, когда круг современных субкультур немного обозначен, поговорим о том, как они влияют на подростка.
И самое главное: не бойтесь отвечать на вопросы детей, даже те, которые вас самих пугают.
Подростковый период жизни – один из самых интересных и в то же время самых трудных. В голове и теле ребёнка возникает огромное количество вопросов, которые требует незамедлительного освоения. Если подросток не может получить от взрослых ответы или хотя бы признания его затруднений, не видит готовности прийти на помощь, это может увести его туда, где эти ответы уже сформулированы не так, как нам бы хотелось, и поведут молодого человека по опасному для него пути.
Страх перед неизвестностью, которую несёт информационное поле, преодолевается только через постоянную включённость в интересы ребёнка, совместное с ним время, желание и открытость для всех интересующих его вопросов. Если вам самим трудно говорить на какие-то темы – обращайтесь за помощью к профессиональным психологам.