Полезные материалы

Кто сказал «МЯУ», или куда уходят подростки, если родителям НЕКОГДА. Квадробинг и другие современные молодежные субкультуры: психологический комментарий.

Детская психология Системная семейная терапия Детско-родительские отношения
Идея статьи родилась из ставшей популярной в последнее время дискуссии о пользе и вреде популярной молодёжной субкультуры «Квадробинг». Интересно, что именно это направление вызывает столько шума и споров. А ведь существуют и другие подростковые субкультуры, которые требуют не менее пристального внимания и изучения, а иногда и реакции законодательных органов и правоохранительных структур.

Какие сейчас существуют социальные группы молодежи? Какие из них безопасны, а когда пора бить тревогу, говорить об опасностях молодежных субкультур?
Думаю, поколение родителей современных подростков с тёплой грустью вспоминает ушедшие в прошлое молодёжные субкультуры. Яркие, очевидные, с достаточно понятными идеями, проявленной эстетикой и самое главное – очень материальные, существующие в реальной жизни. И дело даже не в том, какое влияние оказывало на молодежь то или иное направление, какой посыл несло – любовь к природе и пацифизм или ненависть к инородцам. Дело в возможности понять, отследить локализацию, способы распространения, возможности и инструменты воздействия на личность участников, идейных лидеров и в конечном счёте, взять под контроль.

Неформальные объединения сегодня отличаются отсутствием всех перечисленных выше возможностей. Цифровой мир приносит поровну пользы и деструкции. Получив, благодаря всеобщей глобальной сети, невероятные возможности для коммуникации, перейдя в формат «Глобальной деревни», мы получили доступ во все точки мира, к огромным базам знаний, возможностям работать и учиться где угодно и откуда угодно, заводить романтические отношения, строить профессиональное партнёрство. Одновременно мы стали и объектами манипуляций нашим сознанием и нашим бессознательным. Количество технологий психологического воздействия, реализуемых сегодня, не поддаётся целостному пониманию и контролю.

Мы здесь не про то, чтобы напугать и посокрушаться о том, куда катится этот мир. Хотим обсудить варианты встроиться в современные реалии, поискать баланс между цифровым миром и реальным.

Обсудим молодёжные субкультуры, которые уже имеют конкретные характеристики. Все они распространяются через онлайн-пространство, ведь молодёжь и большАя часть взрослых реализуют потребность в общении в смешанном формате (онлайн и офлайн). Подростковые субкультуры так же имеют размытые формы, отличаются высокой вариативностью и сверхскоростной мобильностью. Обширные информационные возможности позволяют молодому человеку попадать в поле очень разных культур.
Среди общего многообразия можно выделить следующие:

– гики, виско-герл, веб-панки, дед-инсайд (интернет-сообщества и поклонники компьютерных игр);

– офники, скинхеды (околокриминальные и криминальные сообщества);

– диггеры, сталкеры, ЗОЖники (экстремальные и спортивные сообщества);

– халлю, k-pop, анимешники, квадроберы и т.д. (корейское и японское направления).
Понять, что подросток относится к той или иной субкультуре, можно по стилю его одежды, музыкальным пристрастиям, слэнгу, контенту, который он транслирует в соцсетях. Например, если вы заметите, что все фото девушки обработаны с применением фильтра VSCO, возможно, ваш подросток – представитель направления VSCO girl («виско-гёрл»). Если селфи девочек изобилуют ярким макияжем с блёстками, цветными волосами с вплетёнными в них цветами и цепочками, яркой одеждой и аксессуарами, вы скорее всего имеете дело с «тамблер-гёрл» (веб-панк). Сообщество «Дед инсайд» (dead inside, «мёртвый внутри») объединяет депрессивных подростков, которые увлекаются аниме и игрой в Dota2. Гики – это члены сообщества, одержимого чем-то интеллектуальным или техническим (программирование, научная фантастика, комиксы, аниме, высокие технологии).
Пока нет достоверных и подтверждённых исследований об опасностях молодежных субкультур с точки зрения психического благополучия подростка. Сегодня мы можем только констатировать, что всё это – формы реализации потребности в принадлежности к определённой группе, идентификация подростков.
Этого нельзя сказать о таких течениях, как офники, скинхеды, «АУЕ» (организация запрещена в России). Эти субкультуры пропагандируют агрессивный стиль поведения, применение насилия и конфликта. Здесь совершенно точно идёт речь о признанных экстремистскими сообществах. Офников можно узнать по нашивке-компасу (похожа на эмблему марки Stone Island), брендовым вещам, агрессивному поведению. Их страницы в соцсетях могут содержать видео драк и сцены унижения других подростков.
Социальные группы молодежи, объединяющие экстремальные виды спорта и культ здоровья и красивого тела: диггеры, сталкеры, ЗОЖники.

Диггеры – исследователи подземных сооружений городов. Сталкеры — люди, которые стремятся посетить запретные или труднодоступные места. Они исследуют опасные территории. С одной стороны, это озорство и преодоление страхов. С другой, неконтролируемое и бездумное, это увлечение может привести к самым тяжелым последствиям. Этих трудно увидеть в публичном поле.

ЗОЖники – это наоборот, те, кто демонстративно заботится о здоровье через образ жизни, питание, спорт и т.д. Казалось бы, всё очень правильно, НО! Нужно постоянно помнить о балансе. Стили питания с пользой для здоровья для «идеального тела» и фото в социальных сетях очень отличаются. То, что действительно полезно и то, что «красиво» с точки зрения социума – это две параллельные истории. Перебор с увлечением разного рода диетам и спортом может привести к нарушению пищевого поведения и необратимым в подростковом возрасте разрушительным процессам.

Следующая подгруппа базируется на интересе к героям корейской и японской культур. Халлю и k-pop – это современная субкультура, состоящая из фанатов южнокорейских музыкальных групп (K pop) и корейских сериалов – дорам (K drama). Кореяманы используют в речи корейские слова: оппа и хён, саранхэ, кимчи, соджу и рамён и др. Увлечение Халлю переросло в интерес к культуре страны в целом: язык, еда, мода, образ жизни и т.д.

Анимешников, пришедших из японских комиксов, легко узнать по цветным волосам, значкам и сумкам с изображением героев мультфильмов, готическим платьям. Эта субкультура – прерогатива молодежи, но есть и те, кто и в 30 увлечены аниме. Еще одна черта субкультуры анимешников – музыка J-Rock (Japanrock – японский рок), в которой соединены джаз, альтернативный рок и метал. Культура часто настолько увлекает подростков, что те выучивают японский язык, чтобы смотреть и читать любимые истории в оригинале.

И наконец, Тот Самый квадробинг

  • подражание животным в субкультурах, вызывающий на сегодняшний день большой интерес как обычных людей, так и специалистов: от педагогов-психологов до законодателей. Направление сочетает в себе элементы спорта и косплея (хождение на четырёх конечностях и игровой костюмированный элемент). Насколько данная молодежная субкультура опасна для психики подростка, трудно сказать определённо. Знакомый 14-ти летний подросток, не имеющий никакого отношения к квадроберам, в разговоре сказал: «Я завидую домашним животным. Им уделяют столько внимания, все их любят, даже когда они пакостят и косячат». Такая простая фраза в очередной раз напомнила мне о том, какие потребности всегда будут актуальны для наших детей: потребность в любви и принятии.
В изостудии, куда ходит моя дочь, провели занятие по раскрашиванию и украшению масок животных. Дети потрудились с удовольствием, каждый создал свой маленький шедевр. Под руководством опытного педагога юные художники примерили свои маски, показали повадки своих зверей. Обсудили, какая у них суперсила и чем этот зверь интересен. Поговорили о том, как можно поддерживать бездомных животных зимой в городе. Никто после этого занятия не ушел на поводке и на четвереньках. При грамотной включённости взрослых в интересы детей сохраняется рациональное разделение: где время и пространство для игры, и где реальный мир и человеческая идентичность. Это пример, когда увлечение детей служит их развитию и социальной адаптации.
Сеть интернет предлагает нам истории, где родители выгуливают своих детей на поводках и кормят с пола из мисок. Давайте по-честному: это точно про психически травмирующее детей направление квадроберов, или про вопросы к их родителям?
Почему взрослые люди включаются в детскую игру в такой форме? Вопросов здесь больше, чем ответов. Можно только предположить, что причин может быть несколько и они лежат в различных плоскостях:
  • Никто сейчас точно не знает, как правильно воспитывать детей, чему их учить, чтобы они стали востребованными для будущего общества как личности, как профессионалы. Мы живём в эпоху тестирования реальности, которая постоянно изменяется и требует ежеминутной подстройки.
  • Мы живём в мире, где механизмов, запускающих тревожное состояние, гораздо больше, чем тормозящих. Психика подростка, чтобы справиться с тревогой, нуждается в разрядке. Одна из форм разрядки - регресс. Обращение к субкультуре, основной идеей которой является подражание животному – тоже регресс. Для ребёнка - возможность на какое-то время отключиться от мыслей о бесконечных тестированиях, необходимости делать выбор будущей карьеры и т.д. Для родителей - это наконец-то управляемый идеальный ребёнок, который отвлёкся от гаджета, проводит время с родителем, выполняет все их команды. Выглядит дико, но, согласитесь: именно так, зачастую, звучат пожелания родителей относительно поведения детей.
  • Профессия блогера, ещё одно явление цифровой эпохи, вносит свои коррективы в привычные нам способы стать интересными другим. Прогулка с собственным ребёнком на поводке точно не останется без комментариев в новостной ленте, привлечёт внимание, увеличит охваты.
  • А количество товаров, стимулирующих интерес к новому увлечению! Сейчас это не просто субкультура, а очень прибыльные бизнесы, производящие маски, корма и разнообразную атрибутику и совершенно легально реализующие их. Кто может сказать о себе с уверенностью, что не подвержен маркетинговым атакам? Даже самые осознанные не всегда справляются.
Теперь, когда круг современных субкультур немного обозначен, поговорим о том, как они влияют на подростка.
С точки зрения психологов, принадлежность к определённому сообществу позволяет ребёнку учиться выстраивать коммуникацию, искать подходящий для него круг интересов, чувствовать себя хорошо в компании, где его понимают и поддерживают, быть более эмоционально устойчивым, тестировать различные социальные роли. Сегодня все увлечения влекут за собой необходимость освоения различных программных приложений, способов онлайн и оффлайн организации различных видов деятельности: фестивали, встречи, изучение культурных традиций, освоение иностранных языков и другое. Использование костюмов приводит к необходимости учиться их мастерить.

Для родителя же важно «БЫТЬ В КУРСЕ».

Что делать, если вы понимаете, что у ребёнка есть интерес к какому-то молодёжному сообществу, субкультуре?

  • Для начала, никаких категорических запретов, если того не требует конкретная ситуация (угроза жизни и здоровью самого ребёнка либо угроза безопасности других, исходящая от ребёнка).

  • Максимально изучить направление, проявить интерес к увлечению ребёнка, узнать у него, чем для него это привлекательно. Действовать из позиции заинтересованности потребностями, поддержки подростка. Обязательно собрать максимум информации самостоятельно: какие идеи продвигает субкультура, как предлагает их воплощать, кого ждёт в своих рядах, какую музыку и литературу предлагает как опорную.

  • Определить, насколько ребёнок вовлечён в общение, какие интересы там реализует. Присмотреться повнимательнее, как он изменился, как это влияет на поведение подростка, его самооценку, отношения с окружающими.

  • Именно родители могут из своей зрелой позиции отследить, насколько глубоко увлечён ребёнок выбранной субкультурой. Не отрывается ли он в своём увлечении от реальности, не пытается ли укрыться там от тяжелой для него жизненной обстановки, равнодушия взрослых, несправедливости педагогов, травли в школе и многого другого, с чем приходится ему ежедневно сталкиваться.

  • Если субкультура не деструктивна, лучше согласиться с увлечением ребёнка, проявить интерес, предложить свою помощь, например в изучении языка, приобретении книг, создания костюма. Период бунтарства и поиска себя нормален для психологии подростка, его важно пережить и детям, и родителям. Основная задача подросткового возраста – запустить процесс сепарации. Поиск себя, своей идентификации через субкультуры - это один из аспектов отделения от семьи. Всё, к чему родители разделяют интерес, даже иногда с трудом, постепенно теряет для подростка свою остроту и актуальность. От взрослых требуется устойчивость и готовность быть “в теме”. Категорические запреты могут только усугубить ситуацию и подтолкнуть ребёнка к поиску чего-то более неприемлемого для старших.
И самое главное: не бойтесь отвечать на вопросы детей, даже те, которые вас самих пугают.
Я часто сталкиваюсь на консультациях с такой проблемой. Ребёнок спрашивает о чём-то, что родителю кажется неприемлемым для обсуждения с детьми (как правило, вопросы о сэксе, наркотиках, суициде). Родитель пугается и, не зная, как поступить, либо уходит от ответа, либо даёт агрессивную реакцию. У ребёнка в следующий раз нет желания спрашивать.

Что происходит на стороне подростка: через интернет или разговоры сверстников до него доходит какая-то информация. Он не понимает, о чем речь, в то время, как его сверстники тему обсуждают и, например, смеются. Подросток начинает чувствовать себя неловко. Нам всем неуютно, когда мы пребываем в неизвестности. Далее, идёт поиск ответа на вопрос. Оптимальный вариант – узнать информацию в безопасном пространстве, в идеальном случае - у родителей или кого-то из близких взрослых. Если это пространство не отвечает, поиск продолжается и ответы могут быть некомпетентными или травматичными. Поэтому всегда лучше, когда даже на самые неудобные вопросы вы поищете ответы для своих детей. Ведь вы точно много раз обдумаете, как это сделать максимально бережно.

Подросток, владеющий грамотно преподнесенной информацией, находится в гораздо большей безопасности, чем тот, кто вынужден искать её на бескрайних просторах интернета.
Подростковый период жизни – один из самых интересных и в то же время самых трудных. В голове и теле ребёнка возникает огромное количество вопросов, которые требует незамедлительного освоения. Если подросток не может получить от взрослых ответы или хотя бы признания его затруднений, не видит готовности прийти на помощь, это может увести его туда, где эти ответы уже сформулированы не так, как нам бы хотелось, и поведут молодого человека по опасному для него пути.

Страх перед неизвестностью, которую несёт информационное поле, преодолевается только через постоянную включённость в интересы ребёнка, совместное с ним время, желание и открытость для всех интересующих его вопросов. Если вам самим трудно говорить на какие-то темы – обращайтесь за помощью к профессиональным психологам.