Поток автора. Татьяна Солодуха

Про самоценность. Почему люди не ценят себя и как это изменить

В своей работе я часто сталкиваюсь с историей, когда человек не чувствует своей ценности. И самая первая и главная трудность в том, что он как бы сам с собой не знаком. Что же такое самоценность и как она формируется?
Представьте: рождается малыш. У него заботливые, вовлеченные родители. которые своевременно удовлетворяют его базовые потребности. Малыш растет, и его знание о себе формируется на основе того, что значимые взрослые ему говорят о нем. Здорово, когда у родителей есть ресурсы и, скажем так, насмотренность: как хвалить, поддерживать и создавать для ребенка безопасную эмоциональную среду. Такой ребенок вырастает с набором определенных убеждений: я значим, мое мнение имеет значение, для меня есть место.
Однако не всегда и не у всех обстоятельства складываются настолько удачно. Иначе мы бы не получали в современном обществе столько людей, имеющих проблемы с самооценкой и самоценностью.
Не будем брать крайние случаи, когда родители объективно не здоровы и не могут создать безопасное пространство ребенку. Наши родители – среднестатистические “живые люди”.

Родители могут уставать (на работе или дома) и из-за этого не очень вовлекаться в заботу о малыше. Приходить домой в дурном настроении, а ребенку будет казаться, что это из-за него.

Могут действовать “на автопилоте” – копировать то, что видели в детстве по отношению к себе.

Это может быть директивный стиль воспитания с навешиванием ярлыков: не беги, не плачь. Про руки из одного места, наверное, все дети слышали не раз.

В таком информационном поле ребенок вырастает с запретом на свои желания, потребности и с ярлыком “со мной что-то не так”. Чтобы в следующий раз не попасть под раздачу, он будет подавлять чувства, активность, чтобы элементарно быть принятым в этой семейной системе. И на выходе мы получим человека, который совершенно про себя ничего не знает: ни что он любит, ни чего хочет. Но умеет классно приспосабливаться и ставить интересы других выше своих.

Именно поэтому основная идея того, как психолог помогает повысить самоценность, заключается в том, чтобы познакомиться с собой, составить свою карту ценностей. Часто люди спотыкаются именно об это детское состояние “со мной не считаются”, “я не важен, не значим, не ценен”. Но как можно это понять, если внутри себя еще не выстроено представление о себе, на которое можно было бы опереться?

Кто я?

Узнали себя, близких, знакомых, клиентов?

Выход там где вход: чтобы понять, как повысить самоценность, необходимо разобраться с тем, кто я такой и чего хочу.

Начните с упражнения для повышения уверенности в себе, которое так и называется: “Кто Я”

Необходимые материалы: ручка, бумага, таймер.

Шаг 1

Поставьте таймер на 10 минут и в формате фрирайтинга (свободного письма) ответьте на вопрос “Кто Я”. Пишите все, что придет в голову. Это могут быть существительные, прилагательные, свободные ассоциации.

Когда закончите - запишите свои чувства в процессе письма и по завершении. Отложите список, не перечитывайте его.

Шаг 2

Через 3 дня снова повторите шаг 1.

Шаг 3

Через 3 дня снова повторите шаг 1.

Шаг 4

На следующий день после шага 3 возьмите все свои записи и выделите, те, что повторяются. Это – характеристики, которые вы чаще транслируете или работают на уровне автоматизма. То, что повторяется редко - ситуативные проявления. Проанализируйте, то что чаще проявляется. Какой заряд несет это лично для вас? Про какие ваши ценности эти характеристики говорят? Где и с кем чаще всего вы их проявляете?

Это простое упражнение может стать вашей отправной точкой в мире самопознания.

Куда вы идете?

Когда вы познакомились с собой, узнали свое условное “дано”, загляните немного в свое будущее. Какие цели хотите перед собой поставить? Я люблю стратегическое планирование. Оно подразумевает немного расширить горизонт планирования. У вас может не быть детального плана и распорядка дня через 3-5 лет, но будет здорово, если будет понимание: куда стремитесь? Куда вы направляете свой корабль? Отталкиваясь от этого, вы можете подумать и наметить себе план. Вот тот человек, которым мне хочется быть через 5 лет. Что он умеет? Какие навыки в себе развил? Какой уровень профессионализма наработал? Как он строит отношения с окружающими? Как выстраивает границы? Как к себе относится?

Это поможет еще больше обрести контакт со своими ценностями. И ваши действия и выборы в разных ситуациях приобретут иной окрас и повысят уровень самоценности.

Следуйте своему плану и время от времени сверяйтесь с ним. Замечайте и хвалите себя сначала за смелость начать, а там и результаты подтянутся!

Понимая, кто я сейчас и куда стремлюсь, появляется возможность сравнить свои условные точки А и Б: какая я сейчас и какой хочу стать. Можно выписать списком, и это уже похоже на план. Посмотрите, что из него доступно к осуществлению сейчас. Какие у вас есть ресурсы? Кто будет вашими помощниками на пути внутренней трансформации.

Юнг назвал бы эту дорогу процессом индивидуации, познания себя. Это напоминает японскую поговорку: у самурая нет цели, у самурая есть путь. И на этом пути у вас есть возможность найти и присвоить артефакты собственной силы.
Как видите, процесс обретения себя, решения проблемы с самооценкой и самоценностью – интересная и благодарная задача для психолога. И один из ТОПовых запросов в нашей работе. А еще – одна из 3-х групп запросов 1-го модуля курса “Техники психологического консультирования”, который стартует 17 февраля 2025 года. Как и другие запросы, мы рассмотрим его в 3-х различных подходах психотерапии, и в каждом вы получите и отработаете на практике рабочую технику. Хотите узнать больше? Переходите на страницу “Техник психологического консультирования”

А с автором статьи Татьяной Солодухой вы можете продолжить знакомство на страницах ее телеграмм канала «100 дорог к себе»