Полезные материалы

Формирование позитивной самооценки и уверенности у ребенка через детско-родительские отношения

Младенец — это совершенно новый человек, частичка света, которая наполняется каждый день. Человек рождается без какого-либо знания об этом мире, ну или по крайней мере, он просто не подает вида, что все знает.
Изначально ребенок познает мир через информацию, которую получает от родителей. Для него все, что транслирует “фигура” взрослого — абсолют, потому что маленький человек еще не знает, что может быть как-то иначе, особенно в первые 5 лет своей жизни.
“Если мама меня ругает, значит я делаю что-то не так”.

“Родители говорят что я ничего не умею, наверное, я действительно ни на что не способен”.

Некоторые даже не осознают какой вред они могут нанести ребенку, сказав подобные фразы. Порой слова наносят гораздо большую рану, чем падение с велосипеда и ободранные коленки.
А ведь именно родители помогают ребенку сформировать представление о себе, учат экологично проживать свои эмоции, направляют маленького взрослого. Многие забывают о том, что одна из основных задач родителей — направлять, а не поучать. Никто не любит когда его поучают, это лишь создает дистанцию между ребенком и родителем и полное отторжение предмета “поучения”.

Желая поступить “как лучше для ребенка” мы лишь делаем хуже. Мы отбираем у нашего чада возможность думать самостоятельно, анализировать свои действия, и учиться на своих ошибках.

Задача родителей — максимально объективно показать ребенку его возможности и качества, объяснить, как их можно развить, объективно оценивать его действия, — не занижая, но и не завышая заслуг ребенка. Сформировать личностные ценности, на которые человек будет опираться впоследствии, для оценки себя, своих действий и не только. Побуждать ребенка думать и анализировать свои поступки, разговаривать с ним как со взрослым, не сверху вниз, а уважая его достоинство.

Любовь, забота, уважение и доверие — четыре столпа, на которых выстраиваются здоровые отношения между родителями и ребенком. Ребенок не должен вас уважать только потому, что вы его мама или папа. Он может уважать вас потому, что считает, что вы этого заслуживаете по его мнению. Глупо требовать от малыша уважения, он ведь даже не знает что это такое, поэтому ваша задача как родителя — показать человеку на собственном примере, что же это “уважение” за “фрукт” такой.
  • Для того, чтобы помочь ребенку развить позитивную самооценку, родителям необходимо быть участливыми, проявлять интерес к его увлечениям, достижениям, поощрять его усилия и успехи, поддерживать в сложных ситуациях, обсуждать чувства и эмоции ребенка, учить правильно выражать их. Важно также поощрять самостоятельность и независимость, но не забывать о необходимости наставничества и поддержки.
Ну а лучшим способом смоделировать здоровую самооценку у ребенка и уверенность в себебыть для него примером. Учить общаться с другими людьми в трудных ситуациях, развивать навыки решения проблем.
Важно создавать условия для саморазвития и самовыражения ребенка, помогая ему осознавать свои цели, мечты и стремления. Дать ребенку понять, что ошибки это не неудача, а лишь новый опыт.
Вариантов подбадривания человека огромное множество, например, сказать: “Ничего страшного, ты не ошибся, а лишь открыл еще один не работающий способ. А это значит, что можно попробовать еще раз, и, возможно, все получится. Я в тебя верю!”.
Вера родителей в силы ребенка творит настоящие чудеса. Ведь такое отношение способствует развитию адекватного восприятия неудач, веры в себя и в собственные возможности, что позитивно влияет на его самооценку.

  • Ну и самое главное — ожидания. Ох, сколько маленьких надежд разбивается о гранит ожиданий родителей. Часто, они очень завышены, взрослые не учитывают возраст и особенности ребенка, могут сравнивать его с другими сверстниками или смотреть на ребят, которые старше, желая “подтянуть” своего малыша, чтобы тот был на “на голову выше” ровесников. Это огромная ошибка, ведь в таком случае у ребенка искажается самовосприятие, и ни о каком гармоничном развитии говорить уже не приходится.
Если мы хотим что-то изменить, то нужно начать с себя. То же касается и взаимоотношений с ребенком. Разумеется, тяжело адекватно реагировать на истерику тоддлера, когда вы приходите уставшим с работы, или когда вы весь день без отдыха были с детьми. В такой ситуации всегда помогают знания. Все можно найти в интернете, и сидеть собирать пазл, а можно пойти к нам на курс “Детско-родительские отношения", запись на который скоро откроется. Там вы получите уже готовый материал, поддержку преподавателей и единомышленников, научитесь выстраивать стратегии, выходить и кризисных ситуаций и воспитывать здоровую личность внутри себя и своего ребенка.

Когда в семье царит положительный климат, дети по жизни гораздо легче справляются с препятствиями и более уверенно двигаются к своим целям. Ведь помните, негативные установки гораздо ярче позитивных, они сильнее запоминаются. Одна неудача способна затмить все предыдущие успехи, если человек не сможет экологично прожить ситуацию.

Задача родителей — научить маленького человека жить эту жизнь с удовольствием, излучая любовь к себе и окружающему миру.
Детско-родительские отношения Эмоции Детская психология Самопознание